Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ционных сообщений, которые должны быть доступны и ПО. 2 страница
вследствие того, что она имеет ценность новости. Также! сити можно определить как неконтролируемый метод разме ния сообщений в СМИ, поскольку источник сообщения нич не платит прессе за размещение; •ф- маркетинг — процесс планирования и реализации проду процесс ценообразования, продвижения и распространения^ рынке идей, товаров и услуг с целью организации обмена, летворяющего запросы как индивида, так и организации. Пс му РК-фирмы занимаются анализом рынка, тем самым пр ставляя информацию о потребителях как важнейшей группе] общественности; •ф- торговля (тегспапсНят^) — в данном контексте прежде всего Л нимается как создание некого имиджа («образа» и «упаков* продукции, идеи и даже личности (политика, артиста и т.д.), (ятельность РК-специалистов в сфере торговли в основном дится к имиджмейкингу (формированию имиджа), в которь свою очередь входят: а) позиционирование объекта (от англ,) зШоп — положение, нахождение), т.е. создание, поддержание воспроизводство понятного имиджа, разъяснение потенция ным клиентам существующих проблем; б) повышение им! определенная работа по созданию позитивного образа прс ции, идеи или индивида; в) «отстройка от конкурентов» — бинация возвышения своего имиджа при снижении дру такая отстройка может быть явной или неявной; •ф- реклама (айуегйзетеш) — это механизм продвижения и прс тации товаров, услуг, организаций и личностей (в том числе} ятелей политики, культуры и т.д.) и формирования спрос4| них. При этом реклама также является формой массовой ко» никации. В эпоху развития современных массовых информа онных технологий реклама подобна вирусу в клетке органиа не являясь самостоятельным СМК, она использует и нер подчиняет различные каналы массовой информации (газе радио, телевидение и др.). Теперь СМИ «продают» ре» свою аудиторию, превращая рекламу в особый элемент, без ке рого невозможно существование современной системы мае вой коммуникации. Типология рекламных сообщений может разлив ся: 1) по способу воздействия на аудиторию — Информативное (I вающее к разуму потенциального клиента); механистическое (аг лирование к уже сложившимся в сознании образам и стереотш ориентирование на все знакомое, многократный повтор); су тивное (ориентирование на подсознание и основные инстини 2) по способу выражения — «жесткая» (привлечение сиюминутна внимания аудитории), «мягкая» (создание благоприятной атмосферы аудитории вокруг продукции, формирование определенного вкуса у потенциальных потребителей); 3) по целям и задачам: имид-жевая реклама («раскрутка» благоприятного образа продукции); стимулирующая реклама (стимулирование определенных потребностей у аудитории); реклама стабильности (акцент на стабильном положении производителя продукции); внутрифирменная реклама (внушение сотрудникам веры в собственное предприятие); реклама в целях расширения рынка сбыта продукции; увещевательная реклама (выделение данного продукта, антиреклама или контрреклама по отношению к другим продуктам); сравнительная реклама (противопоставление «хорошего» и «плохого»); напоминающая реклама (длительный повтор сообщений); подкрепляющая реклама (подкрепление веры клиентов в то, что они сделали правильный выбор); информирующая реклама (заведомо дорогая броская реклама, говорящая о превосходстве данного^предприятия); 4) по возможности обратной связи с потребителями — с обратной связью (через общение с рекламодателями) и без обратной связи. Объект рекламы может быть представлен в двух видах: как вещь с ее характеристиками и достоинствами; как вещь для кого-либо (акцент на характеристики и достоинства потенциального клиента). Большинство современных СМИ немыслимы без рекламы. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует их на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики. Однако реклама имеет ряд очевидных негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на продукцию, рост «бесполезного» потребления и беспечное отношение к природным ресурсам, невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории, угроза упадка культуры и нравственности. В целом паблик рилейшнз выполняет три основные функции: •ф- контроль мнения и поведения общественности (цель — удовлетворение потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводятся РК.-акции);
•ф- реагирование на общественность, в определенный момент О| низация стремится «прислуживать» общественности, расе» ривая тех, от кого зависит ее судьба, как своих хозяев; -ф- достижение взаимовыгодных отношений между всеми групг общественности, путем содействия плодотворному взаимс ствию с ними. В глобальном смысле — это функция сохрани и поддержания социальной стабильности. В качестве пиарменов сегодня могут выступать «редакции «издатели» СМИ, но тем не менее увеличивается процент обр ния редакций СМИ за помощью в работе к РК-фирмам. В на щее время СМИ и РК-фирмы составляют единую систему СМК, ] чем профессиональная деятельность «редакций» и РК-фирм ча сводится к одному и тому же содержанию. СМИ выступают не лями так называемой культуры аргументации, в которой на пер план выступает речь индивида и его общественное бытие. Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие 1 чу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инм ры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, мами. Традиция поиска в области кодирования информации, номии и надежности ее передачи уходит во времена посольст секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для! писания секретных писем. Информатика - это система средств обработки данных при по вычислительных машин (компьютеров). Информатика в истор1 ком плане продолжает так называемую культуру очевидности,.,: на первом месте — истина, научные исследования и доказатель существования естественных ограничений. Данное СМК зан* ся исследованием человеческого языка и его логических осно| точки зрения проблемы создания нового языка и воплощениЯ)|| коммуникативных функций. Для специалистов в сфере информатики (программистов) ное — поиск логического смысла, анализ и сохранение инфор ции. Важным выступает вовлеченность в научно-техническую ] люцию, венцом которой является создание совершенного иску< | венного разума. В отличие от СМИ и телекоммуникаций прс сионально в область информатики вовлечено гораздо ме* людей. Все виды СМК объединены в открытой информационной ср социальных коммуникаций — Интернете. Интернет - относительно новое информационное средство, но обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, ра щенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др. Система Интернет впервые была создана американским правительством и военными исследовательскими организациями исходя из военно-стратегических и военно-тактических интересов. Затем к ней начали присоединяться промышленные организации, бизнесмены, университеты, ученые. На сегодняшний день правительства многих стран реализуют крупномасштабные проекты подключения к Интернету школ, государственных организаций, библиотек, колледжей, университетов. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии, что свидетельствует о приобретении ею свойств СМИ. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы. Развитие \У\У\У (А\^огЫ \Ук1е \УеЬ) — относительно новое средство Интернета. Это гипертекстовая информационная система с элементами мультимедиа. Гипертекст — это набор текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылками и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На серверах \У\У\У размещается все больше и больше информации организаций и компаний разных стран. На страницах \У\У\У различные организации помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц \У\У\У организациями и отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете. СМК составляют особую систему, в которой соединились сле-Дующие четыре измерения: •ф- общая базовая техника (прежде всего электроника), без которой невозможна работа СМИ, телекоммуникаций и специалистов по информатике; " Ф- особая методология автоматической и логической обработки информации;
-Ф- связанная и универсальная система отображения мира (н«технократическая философия); •ф- общие стратегические и экономические цели системы СМК В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь! ружающий мир в форме цифровых кодов, — это не только фено«электроники, но и определенная система ценностей, в которой! вокупность естественных явлений (биологических, социальных* манитарных) материализуется с помощью логических расчетов^ * Массовые аудитории. На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляю)! информационные потоки и превращающиеся в массовые зу" рии. Создание и потребление массовой информации непосредс но взаимосвязано с психологическими процессами восприяг усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют ауд рии — непосредственные потребители этой информации. Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в с! предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитыва при исследовании взаимодействия источника и получателя инс| мации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социальна В основе типологизации аудитории лежит возможность дс Групп населения к конкретным источникам информации. На: основании можно выделить следующие типы аудиторий: услов и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются С8$ регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто /" • вительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к СМИ доступ). Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум на! лениям: по форме потребления информации разными соци" ми общностями; по способам оперирования полученной ин(* цией. В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации. По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-ауди-тория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.) В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реальной или потенциальной аудитории СМК. В связи с этим российский социолог Б. Грушин вывел формулу количества (интенсивности) социальной информации, приходящейся в среднем на душу населения: где V— количество (интенсивность) информации; I— информация, передаваемая тем или иным каналам за сутки (сюда относится время для контактов со СМИ); г— численность аудитории (реципиентов), контактирующих с каналом; Л^ — число взрослых жителей населейного пункта. Необходимо отметить, что продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Так, французский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информационные страты современного общества: •ф- низший уровень — представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, периферийные по отношению к современному информационному производству, фактически исключен^ ные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.); •ф- низко квалифицированные рабочие (в основном ориентирова- ны на развлекательную продукцию); ф- активные потребители продукции СМК — служащие, ориентиро- ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре- шения (сюда относятся журналисты и пиармены); ^ «технократы» (управленцы, производители новых знаний и цен- ностей, сочетающие профессиональные интересы и аристокра- тическое искусство).
Особенности потребления и усвоения массовой информа напрямую зависят от уровня подготовленности аудитории к приятию информации, который можно выявить на основании к дующих признаков: степени владения словарем языка С! " ~ целом; степени понимания конкретного текста; степени развц внутреннего (адекватная смысловая интерпретация текста) и ве него (адекватное воспроизведение смысла текста в речи) опер! вания. Важнейшим показателем уровня подготовленности аудито| является ее информированность. Степень информир ности может варьироваться от полной информированности до 1 ной неинформированности. В настоящее время наблюдается. вышение уровня информированности аудитории благодаря факторам, как повышение уровня образования; потребность в Ц вышении информированности населения в силу достижений но-технического прогресса во всем мире и изменений в професс нальной деятельности; активное участие индивидов и социалы групп в общественно-политической жизни. В наши дни индивиды ощущают острую потребность в социа ной информации, вследствие чего активизируется информации но-потребительская деятельность аудитории. Она включает при| усвоение, оценку и запоминание информации и проявляется в • видах: «полная» (полное прочтение, просмотр, прослушивав и анализ); «частичная» (поверхностный просмотр без ана серьезных выводов); отказ от приема сообщения (незаинтересов! ность в статье или передаче); иногда возникает угроза «избытка щ формации» по какому-то вопросу. Особо острой проблемой информационно-потребительской, ятельности аудитории является непонимание. Обычно выде два типа непонимания: «субъективное» (нежелание аудитории и1| дельных реципиентов разобраться в проблемах, усваивать и за минать отдельные термины); «объективное» (обусловленное не нием новых слов, особенностями личного восприятия и обще венными стереотипами), а также всякого рода искажениями передаче информации в СМИ. Среди последних можно выдел» неправильную фонацию (звучание) речи, вследствие которой шаются такие требования удобства при звуковом восприятии, темп, ритм, интонационные стандарты, эстетика языка и т.д.; кс прессивность — процесс свертывания высказываний и текстов синтаксическом и семантическом уровнях до минимума, в резуль те чего информация может быть воспринята аудиторией неаде но. Искажение социальной информации или ее дефективность, лают невозможными социальный прогноз и эффективное упр обществом, что подрывает авторитет и снижает ценность СМК. Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью устанавливается обратная связь коммуникаторов с аудиториями — эпистолярная (по почте), мгновенная («горячая линия», «горячий телефон», интерактивный опрос по телефонной или компьютерной сети), анкетирование аудитории, проводятся конференции (обсуждение продукции СМИ), консультации и совместные подготовки материалов для выпусков авторского актива «редакции» и представителей аудитории СМК, осуществляется оценка деятельности данного СМИ (изучение рецензий, отзывов и обзоров источника массовой информации, рейтинговые исследования («замеры» при помощи социологических исследований ежедневной динамики реальной аудитории изданий и программ). В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.). Реакция аудитории. На пятом месте в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации. Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию: •v- реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях: когнитивные (изменение информированности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации и создание новой информации с элементами полученной); ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сложившихся ценностей, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям); организационные (утилитарные) (практические действия в соответствии с полученной информацией в
общественно-политической, экономической и других с(жизнедеятельности); тонизирующие (изменение или поддс ние психофизиологического состояния индивидов и масс); муникативные (распространение и обсуждение полученной Ш формации, установление обратной связи с источниками ш мации); •ф- явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрь (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не являющиеся); •ф- желательные и нежелательные; основные и побочные; пр мотренные и неожиданные; •ф- характеризующие изменения в сознании и деятельности видов; •ф- связанные с временными параметрами происходящих из ний в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, вр несрочные и продолжительные. Широкий диапазон смысловой информации и возможн< передачи оценочной информации делают СМИ весьма привде тельными для массовой аудитории и повышают ее мотивиро! ность. Содержание массовой коммуникации оказывает бол! влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это моя быть обучение, убеждение, внушение и т.п. Воздействие информации зависит от того, насколько она ее ветствует социальным запросам аудитории и насколько регул Наряду с социальной актуальностью смысловой информации I шое значение имеет оценочная информация. Получатель инфар» ции вольно или невольно «ожидает» от СМИ оценочную инфорн цию, поскольку они как социальные институты имеют статус < и] " циального источника информации, к которому массовая аудитор питает доверие. Истинность смысловой информации трудно пр верить, и поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценс ной информации, которая отражает доминирующие тенденцли| обществе. Именно оценочная информация в значительной стеие способствует формированию общественного мнения. А это рычаг, которым пользуются политические силы общества для стижения своих целей. Известно, что информация, которая тар жируется при помощи СМИ, находящихся либо под протекторат государства, либо во владении частных монополий, отражает ш ресы хозяев и их мировоззрение. Впоследствии модель Лассуэлла была усовершенствована за с«введения «обратной связи» как обязательного вида отношен* между компонентами. В результате изменилось и понимание го процесса коммуникации. Он стал представляться в виде зам* той цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов — источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации. Функции массовой коммуникации. В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации — развлекательную. В начале 1980-х гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации — мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще — политических, реже — религиозных. В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности — привитие личности тех черт, которые желательны для общества. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управ-
лять общественным сознанием, фактически осуществлять фу социального контроля. При определенных условиях эта фун* служит целям «промывания мозгов». Люди, как правило, принимают те социальные нормы по* ния, этические требования, эстетические принципы, которые' дительно пропагандируются СМИ как положительный стерео образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так пройС] дит социализация индивида в соответствии с нормами, тельными для общества в данный исторический период. Культурологическая функция включает в себя ознак ление с достижениями культуры и искусства и способствует осоа! нию обществом необходимости преемственности культуры, со* нения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятсЗ особенностями различных культур и субкультур. Это развивает 1 тетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социа! ной напряженности и в конечном счете способствует интеграцГ общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, шение к которой в плане ее социальной ценности неоднознач С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с дс жениями мирового искусства, новыми направлениями и тенд«циями является несомненной заслугой СМИ. С другой сторож низкий художественный уровень развлекательных программ, не раниченные возможности их тиражирования воспитывают дурк вкус у потребителей массовой культуры. С учетом приведенных выше характеристик и основных ций массовой коммуникации ее социальная сущность сводит тому, что это — мощное средство воздействия на общество с це оптимизации его деятельности, социализации индивида и интег ции общества. Исследование комплекса проблем возникновения, развития*! функционирования СМК тесно связано с понятием эффективное их деятельности. 11.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Эволюция исследований эффективности массовой коммуника1 происходила в направлении выделения связей личности с внешне средой, выявления роли первичных групп в усвоении человеке определенных норм, ценностей, знаний, а также ее влияния на: ведение человека, социальных групп, организаций, общества. Первые теоретические выводы о возможности влияния СМК на установки, ценностные ориентации, поведение людей в целом носили психологический характер; С начала XX в. и вплоть до 1930-х гг. господствовало убеждение, что СМК оказывают прямое, немедленное и результативное воздействие на поведение человека. В дальнейшем наибольшее распространение получили взгляды на эффективность влияния СМК, согласно которым считалось, что межличностные контакты имеют большее значение для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Была предложена модель «двухшагового влияния», в которой обозначалась важность учета социальных отношений при определении степени воздействия СМК. Информация вначале поступает к «лидерам мнений» в обществе, а те передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации. Так, в частности, было обнаружено, что на решение избирателей о поддержке того или иного кандидата в большей степени влияют не СМИ, а мнения людей. «Лидеров мнений» трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди. Интерес к той или иной проблеме — важная детерминанта лидера. Но чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим определенный уровень интереса к этой проблеме у других членов группы. В 1960-е гг. считалось, что влияние массовой коммуникации на установки и мнения людей опосредовано характеристиками аудитории. Модель ограниченного воздействия предполагает, что важнейшими промежуточными переменными в коммуникационном процессе выступают: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, или позиция ее отдельных членов; селективность информации, т.е. склонность людей отбирать ту, которая согласуется с их ценностями и мнениями. В результате степень влияния массовой коммуникации оказывается некой средней. Начиная с 1970-х гг. большую популярность приобретает тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание («теория использования ^удовлетворения»). Массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, о чем говорит человек, а не на его конкретную позицию по данной теме. Экспериментальные исследования, проведенные с целью подтверждения данного тезиса, показали: чем больше говорят о некоторых темах в СМК, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов. Реципиент осуществляет отбор сообщений СМК в основном для того, чтобы удовлетворять некоторые собственные потребности и желания. В силу этого аудитория массовой
|