Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как же спроектировать урок?
Я считаю, что для формирования УУДтехнология проведения уроковкаждого типа должна реализоватьдеятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знанийвключает в себя следующие шаги: 1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегосяв пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний.С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, аименно: · актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»); · создаются условия для возникновения внутренней потребности включения вучебную деятельность («хочу»); · устанавливаются тематические рамки («могу»). 2. Актуализация и фиксированиезатруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему фиксированию в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает: · актуализацию изученных способов действий, достаточных для построениянового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; · самостоятельное выполнение пробного учебного действия; · фиксирование учащимися затруднений в выполнении илиобосновании пробного учебного действия. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: · восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место– шаг, операцию, − где возникло затруднение; · соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причинузатруднения –те конкретные универсальные знания, которых недостает для решенияпоставленной задачи и задач такого типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят пландостижения цели, выбирают способи средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученноеуниверсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в формеэталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходнойзадачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания ификсируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работыи намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешнейречи. На данном этапе учащиеся решают типовые заданияна новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль иместо в системе изученных учебных действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия инамечаются дальнейшие цели деятельности. Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД. Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
|