![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Государственный экзамен. Теория и практика обучения и воспитания. Педагогическая профессия, ее особенности. Профессиональные качества педагога. Дать точное определение понятию «профессия» довольно сложно ввиду многозначительности профессиональной деятельности. В научной литературе обычно подчеркиваются следующие основные значения данного термина:
Педагогическая профессия – вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной профессиональной подготовки. Среди особенностей педагогической деятельности можно назвать: - преемственно-перспективный характер: педагог, опираясь на опыт прошлого проектирует развитие личности на перспективу. Он всегда заглядывает вперед. Учителю необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события; - концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы: формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубленное и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к учащимся младших классах, в подростковом и юношеском возрасте; - объект педагогической деятельности (воспитанник) – постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа): педагогу приходится «приспосабливать» свою работу к особенностям этого объекта (потребностям, целям, мотивам деятельности, интересам и ценностным ориентациям, которые регулируют его поведение), чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения S→ O отношения складываются субъектно-субъектное S→ S взаимодействие между воспитателем и воспитанником. - педагогическая деятельность имеет коллективный характер, т.е. в учебно-воспитательных учреждениях работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива; - педагогу приходится вести «конкурентную борьбу» с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде, когда на развитие личности одновременно воздействует множество факторов; - творческий характер: невозможность ограничения лишь накопленным опытом профессиональной деятельности, постоянный поиск нового, пополнение и обогащение запаса приемов и методов работы; - отдаленность во времени результатов профессиональной деятельности: оправдал ли надежды талантливый ученик, каким стал, повзрослев, каждый ученик педагог узнает только много лет спустя; - учитель не имеет права на ошибку, т.к. в его руках судьба человека. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека не сложившейся жизнью, разочарование во всем; - гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям; - непрерывное образование: педагог не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствует мастерство. На базе профессиональных способностей формируются профессиональные педагогические качества личности педагога. Одно из важных требований, предъявляемых к педагогу это глубокое и всестороннее знание своего предмета. Педагогу также необходимо обладать самыми высокими нравственными качествами. Никакая другая профессия не предъявляет таких высоких требований к нравственному облику человека, как профессия учителя. Важнейшим требованием к личности педагога является его умение общаться с детьми, основу которого составляет педагогический такт. Очень ценными качествами являются самокритичность, способность к анализу и самоанализу. В педагогической практике существует правило: если твой воспитанник поступил плохо, прими меры по отношению к нему, не допускай накопления отрицательного опыта поведения и одновременно проанализируй свое собственное поведение, найди, где допустил ошибку в воспитательной работе с учащимися. Успешности пед деятельности во многом способствует его личное обаяние. Важную роль играет артистизм. Особое внимание следует уделять внешнему виду.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой " обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании " систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.
|