Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Главной целью общеобразовательной школы является гуманизация образовательного процесса на основе удовлетворения личностных и образо-ных интересов детей с учетом их способностей и возможностей. Достижение цели возможно через осуществление личностно-ориентированного обучения. Современными исследователями личностно-ориентированного обучения являются ученые Бондаревская, Сериков, Хуторской. Личностно-ориентированное обучение предполагает выполнение следующих принципов: *признание своеобразия личности каждого ребенка и выявление особенностей личностной и познавательной сфер психики; *создание ситуации успеха для каждого ребенка через дифференциацию заданий и использование методических приемов, способствующих достижению успеха (споры, помощь); *создание ситуации выбора задания по степени сложности; поощрение инициативы и добровольности в выборе задания; *изменение характера взаимодействия с учащимися, переход к диалогу, учёт его интерес, мнения; *изменение характера оценивания детей, их успехов и неудач, использование " динамической" оценки, при которой сегодняшние достижения сравниваются с его прошлыми результатами, что подчеркивает продвижение ребенка в его развитии; *построение деятельности по принципам смыслотворчества (внутренняя мотивация деятельности на основе чувств, любознательности,) и мыследеятельности (активизация всех познавательных процессов и личного опыта); *развитие рефлексии детей как осознание ими своей собственной деятельности, успехов и затруднений, их причин и способов преодоления. В личностно-ориентированном подходе главным субъектом учебно-воспитательного процесса является ребенок. Идеи, которые способствуют реализации сотрудничества и личностно-ориентированного подхода в обучении: - идея гуманных отношений между учением и учащимся(уважение к личности ребенкака, но и приобщение его к процессу становления своей личности в ходе обучения); - учения - без принуждения, но желательным, радостным, построенным на развитии познавательных интересов; - трудной цели- учитель ставит сложную цель и внушает им уверенность, что они преодолеют трудности. - Опоры. Опорные сигналы -это доступное усвоение материала каждым учеником; - свободного выбора-права выбора способа и пути деятельности - самоанализа - самостоятельно осуществлять индивидуальный и коллективный анализ своей деятельности. - качественной оценки работ учащихся предполагает анализ успешных результатов, достигнутых учащимся в учении. В младшем школьном возрасте ведущий вида деятельности - учебный. Задача педагога сформировать интерес к этой деятельности, обеспечить успех в ее освоении. Успешное решение возможно при опоре на возрастные особенности и личностные качества. Важным условием является внимательное, ответственное отношение педагога к каждому ребенку, использование им методов положительного стимулирования и. Базовыми личностными качествами являются трудолюбие и самостоятельность. Педагог должен продумать систему поощрения и поддержки ребенка, использовать стимулы, которые порождают положительные эмоции, приветствовать любое стремление к самостоятельности. Учение - значительная часть жизни ребенка. Эта жизнь должна быть полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а самообучение должно переживаться им как процесс познания, приносящий радость. Современная педагогическая наука располагает разными концепциями развивающего обучения. Так, по мнению Гальперина и Талызиной, развивающее обучение может быть организовано в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий. Согласно концепции Калмыковой, развивающим является только такое обучение, которое формирует продуктивное продуктивное или творческое мышление. Богоявленский указывает, что основной задачей развивающего обучения является формирование у учащихся приемов учебной деятельности. Т.О. развивающее обучение – активно-деятельностный тип обучения, нацеленный на развитие личности, психическое развитие ученика, в том числе на развитие теоритического, продуктивного или творческого мышления, на формирование мыслительных операций, приемов учебной деятельности, коммуникативных организационных, рефлексивых и других умений. Технологии развивающего обучения – технологии, стержневой идеей которых является создание максимально благоприятных условий для развития личности ученика в процессе обучения.
|