Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
к междисциплинарному государственному экзамену
по специальности 080507- «Менеджмент организации»
Экономическая теория
| Вопрос
| План ответа
| 1. Механизм индивидуальных рынков: спрос и предложение.
| - определение рынков;
- закон спроса;
- кривая спроса;
- неценовые детерминанты спроса;
- изменение величины спроса;
- эластичность спроса по цене и по доходу;
- кривая предложения;
- неценовые детерминанты предложения;
- изменение величины предложения;
- рыночное равновесие и равновесная цена.
| 2. Теория издержек производства. Закон убывающей отдачи.
| - издержки производства и их виды;
- производственная функция Кобба-Дугласа;
- закон убывающей отдачи (графический метод);
- положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
| 3. Конкуренция в рыночной экономике. Модели рынка.
| - условия совершенной конкуренции – чистая конкуренция;
- понятие несовершенной конкуренции;
- рынок монополистической конкуренции;
- олигополия;
- чистая монополия.
| 4. Национальный продукт и уровень цен.
| - валовый национальный продукт (ВНП);
- расчёт ВНП по расходам;
- расчёт ВНП по доходам;
- показатель национальных счетов, рассчитанных на основе ВНП: чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, личный доход после вычета налогов;
- реальный и номинальный ВНП;
- индекс цен.
| 5. Кредитно-денежная политика государства.
| - сущность кредита: функции и принципы кредита, формы кредита;
- кредитно-банковская система: Центральный банк (ЦБ), коммерческие банки, кредитно-финансовые институты;
- инструменты кредитно – денежной политики ЦБ.
| 6. Фискальная политика государства.
| - цель фискальной политики;
- манипулирование государственными расходами и налогами: стимулирующая и сдерживающая фискальная политика;
- методы финансирования дефицита государственного бюджета;
- методы ликвидации бюджетных излишков;
- государственный долг.
| 7. Безработица и инфляция в условиях рыночной экономики.
| - сущность безработицы;
- виды безработицы: текучая или фрикционная, структурная, циклическая, скрытая безработица;
- уровень безработицы, полная занятость;
- закон Оукена;
- инфляция, сущность инфляции;
- инфляция спроса и инфляция предложения;
- индекс цен. Темп инфляции;
- взаимосвязь инфляции и безработицы - кривая Филипса;
- методы борьбы с безработицей и инфляцией.
| Рекомендуемая литература
1. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева.- М.: ВЛАДОС.
| Менеджмент
| Вопрос
| План ответа
| 8. Классификация организаций в менеджменте. Учреждение и регистрация организации.
| - определение и классификация организаций: по виду и характеру хозяйственной деятельности, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю, по размерам, по правовому положению;
- учредительные документы и порядок регистрации фирмы;
- образование капитала в ООО, АО.
| 9. Бизнес, предпринимательство и менеджмент.
| - содержание понятий «бизнес» и «предпринимательство»;
- отличительные особенности предпринимательской деятельности;
- предпринимательская структура и среда;
- менеджер и предприниматель: общее и различия.
| 10. Планирование как функция менеджмента.
| - сущность функции планирования;
- классификация видов планирования;
- организация планирования на предприятии;
- система планов предприятия.
| 11. Контроль как функция менеджмента.
| - сущность и необходимость контроля в управлении организацией;
- виды и формы контроля;
- модель процесса контроля;
- характеристики эффективного контроля;
- рекомендации по проведению эффективного контроля.
| 12. Коммуникации в управлении организацией.
| - сущность процесса коммуникации;
- модель коммуникационного процесса;
- коммуникационные сети;
- повышение эффективности межличностных и организационных коммуникаций.
| 13. Методы управления конфликтами в организации.
| - природа конфликта в организации;
- типы конфликтов (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, внутриорганизационный);
- причины конфликтов;
- модель конфликта как процесса;
- структурные методы управления конфликтом;
- стили разрешения межличностных конфликтов.
| 14. Руководство в организации: лидерство и власть.
| - определение лидерства, власти и влияния;
- формы власти и методы влияния, их достоинства и недостатки;
- подходы к изучению лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы.
| 15. Управление организационной культурой.
| - понятие, структура и содержание организационной культуры;
- формирование и поддержание организационной культуры;
- изменение организационной культуры;
- влияние орг. культуры на эффективность организации;
- рекомендации по повышению эффективности управления культурой в организации.
| Рекомендуемая литература:
1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М.: -ЮНИТИ.
2. Виханский О.Н., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: - ГАРДАРИКА.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело.
| Теория организации
| Вопрос
| План ответа
| 16. Самоорганизация и самоуправление. Основные черты и свойства организации.
| - самоорганизация и самоуправление как естественные процессы;
- три принципа самоуправления;
- самоорганизация как процесс и явление: техническая, биологическая и социальная самоорганизация;
- определение организации и её основные черты;
- пять признаков организации;
- организационные процессы: функционирование и развитие;
- четыре основные формы организационного развития;
- виды организаций.
| 17. Основополагающие законы организации.
| - универсальные и специфические законы;
- универсальные основополагающие и универсальные фоновые законы;
- закон синергии;
- эффект синергии и эффект эмерджентности;
- типовые ситуации, характеризующие приближение деятельности компании к синергетическому эффекту;
- закон самосохранения;
- потенциал созидания и потенциал разрушения организации;
- три варианта достижения самосохранения компании организационными методами;
- закон развития. Пять принципов закона развития.
| 18. Фоновые законы организации.
| - универсальные и специфические законы;
- универсальные основополагающие и универсальные фоновые законы;
- закон информированности – упорядоченности. Два следствия и пять основных характеристик управленческой информации;
- закон единства анализа и синтеза, его действие на практике;
- закон композиции и пропорциональности (гармонии). Шесть принципов его реализации.
| 19. Специфические законы социальной организации.
| - универсальные и специфические законы. Восемь специфических законов соц. организации и их характеристики.
| 20. Основные виды формальных организационных структур.
| - понятие ОСУ. Обусловленность разнообразия ОСУ;
- характеристика линейной ОСУ и её разновидности: продуктовая, линейно-штабная;
- характеристика функциональной ОСУ и её разновидности;
- характеристика гибкой ОСУ;
- достоинства и недостатки ОСУ;
- практика применения ОСУ.
| 21. Осуществление координационной деятельности в организации.
| - значение координации в управлении организацией;
- виды взаимозависимости подразделений организации;
- виды координационной деятельности;
- механизмы осуществления координационной деятельности;
- координация и основные стили управления.
| 22. Проектирование организационных структур управления.
| - специфика проблемы проектирования ОСУ;
- процесс организационного проектирования;
- проектирование ОСУ методом аналогий;
- сущность экспертно-аналитического метода и формы его реализации;
- метод структуризации целей;
- метод организационного моделирования;
- совместное использование методов проектирования;
- факторы влияющие на выбор метода решения организационной проблемы;
- показатели оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры;
- условия корректировки организационных структур.
| Рекомендуемая литература
1. Мильнер Б.З. теория организации: Учебник. – М.
2. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.
| Управление персоналом
| Вопрос
| План ответа
| 23. Функции службы управления персоналом и их реализация на предприятиях.
| - система управления персоналом, цели и задачи;
- функции службы управления персоналом, их группировка по отделам на крупных предприятиях;
- особенности реализации отдельных функций управления персоналом на средних и малых предприятиях.
| 24. Управление процессом найма и отбора персонала.
| - место найма и отбора в управлении персоналом;
- последовательность этапов найма и отбора персонала;
- виды требований к персоналу;
- источники найма, их преимущества и недостатки;
- особенности составления резюме, их виды;
- проведение собеседований, их виды, типичные ошибки;
- способы проверки соответствия кандидатов предъявляемым к ним требованиям.
| 25. Управление развитием кадров: адаптация, обучение и повышение квалификации.
| - процесс развития кадров и управление им;
- виды адаптации, мероприятия по ускорению процесса адаптации;
- обучение и повышение квалификации, виды, преимущества и недостатки.
| 26. Управление развитием кадров: деловая карьера, высвобождение персонала.
| - классификация деловой карьеры;
- разработка планов-графиков деловой карьеры, управление деловой карьерой;
- виды высвобождения персонала, перемещение и увольнение кадров;
- цивилизованные способы сокращения численности персонала.
| 27. Процедура и показатели оценки и аттестации персонала, эффективность проектов по управлению персоналом.
| - место оценки и аттестации кадров в процессе развития персонала;
- периодичность оценки персонала предприятия;
- процедура оценки персонала;
- показатели эффективности работы различных категорий персонала, проектов по управлению персоналом и системы управления персоналом предприятия в целом.
|
28. Управление мотивацией трудовой деятельности.
| - понятие мотивов, стимулов и потребностей, взаимосвязь между ними;
- развитие теорий мотивации труда;
- процесс управления мотивацией трудовой деятельности.
| 29. Система стимулирования труда персонала организации.
| - место стимулирования труда в управлении трудовой мотивацией;
- системы стимулирования труда, традиционные и нетрадиционные для России способы стимулирования труда персонала, виды повременной и сдельной оплаты труда, способы распределения общего коллективного и бригадного заработка, формы участия сотрудников в прибыли и в акционерном капитале, система рейтингов, виды льгот и доплат, бонусы, «золотые наручники», «золотое рукопожатие», «золотой парашют».
| 30. Стратегическое управление персоналом организации.
| - стратегия управления персоналом, её составляющие;
- планирование, прогнозирование и маркетинг персонала;
- кадровые документы, их содержание;
- обеспечение благоприятных условий труда персонала.
| Рекомендуемая литература
1. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М.
2. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента: Учеб.пособие.- М.: Дело.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.- М.: Юристъ.
| Маркетинг
| Вопрос
| План ответа
| 31. Управление маркетингом на предприятии.
| - понятие маркетинга;
- причины возникновения и распространения;
- цели и задачи;
- понятие управления маркетингом;
- характеристика основных концепций управления маркетингом;
- функции маркетинга.
| 32. Маркетинговая информационная система и маркетинговые исследования.
| - понятие МИС;
- цели и задачи формирования МИС;
- структура МИС и характеристика ее составляющих;
- понятие маркетинговых исследований и их виды;
- описание методов маркетинговых исследований.
| 33. Маркетинговый анализ рынка.
| - цели и задачи маркетингового анализа рынка;
- характеристика основных этапов процесса маркетингового анализа рынка:
1) анализ конъюнктуры и емкости рынка;
2) сегментирование рынка и выбор целевых сегментов;
3) характеристика базовых маркетинговых стратегий охвата рынка;
4) основы позиционирования на рынке.
| 34. Товар, теория ЖЦТ и товарная политика в маркетинге.
| - понятие товара и структура товара в маркетинге (3 уровня), схема;
- основные положения теории ЖЦТ, схема ЖЦТ
- характеристика основных этапов ЖЦТ и особенностей маркетинговых решений в эти периоды;
- понятие товарной политики и управления ассортиментом
| 35. Ценовая политика в маркетинге.
| - понятие и задачи ценовой политики в маркетинге;
- активная и пассивная ценовая политика;
- ценовая стратегия и тактика, виды ценовых стратегий;
- факторы ценообразования;
- характеристика методов формирования базовой цены:
1) ориентированных на издержки;
2) ориентированных на конкуренцию;
3) ориентированных на потребителя.
|
36. Формирование системы сбыта и сбытовой политики в маркетинге.
| - роль посредников в системе сбыта;
- понятие канала распределения, уровни и структура канала (схемы);
- сравнение традиционного канала и ВМС, 3 типа ВМС;
- горизонтальная и комбинированная маркетинговая система;
- стратегии распределения;
- критерии формирования каналов распределения:
1) экономический;
2) управляемости;
3) пригодности.
| Рекомендуемая литература
1. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е, перераб, и доп. – М.: ИНФРА-М.
2. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маркетинг. – СПб.: Питер.
3. Романов Б. Маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ
| Стратегический менеджмент
| Вопрос
| План ответа
| 37. Модель анализа конкуренции М.Портера.
| - пятифакторная модель анализа конкуренции:
1) характеристика силы «покупатели»;
2) характеристика силы «поставщики»;
3) характеристика силы «товары-заменители»;
4) характеристика силы «потенциальная конкуренция» и барьеры входа в отрасль;
5) характеристика силы «конкуренция центрального ринга» (существующих фирм);
- схема анализа конкуренции;
- стратегические группы конкурентов по Портеру;
- позиционная карта.
| 38. Портфельный анализ как инструмент стратегического менеджмента.
| - сущность и цель портфельного анализа;
- матрица БКГ;
- матрица Мак Кинси;
- использование результатов портфельного анализа.
| 39. Стратегии предприятий различных отраслей.
| - стратегии инновационных предприятий;
- стратегии предприятий зрелых отраслей;
- стратегии предприятий отраслей, подверженных спаду.
| 40. Этапы стратегического управления предприятием.
| - два похода к стратегическому управлению (динамический и последовательный);
- миссия и стратегические цели организации;
- анализ и выдвижение стратегических альтернатив;
- выбор варианта стратегии;
- реализация стратегии и её оценка.
| 41. Конкурентные преимущества предприятия.
| - определение конкурентных преимуществ (КП);
- пути выявления конкурентных преимуществ;
- средства защиты конкурентных преимуществ;
- базовые конкурентные стратегии;
- ограничивающие факторы;
- факторы сохранения конкурентных преимуществ.
| 42. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации.
| - цель стратегического анализа внешней и внутренней среды организации;
- факторы внешней и внутренней среды организации
- этапы SWOT-анализа;
- использование результатов анализа в стратегическом управлении организацией.
|
Рекомендуемая литература
1. Зайцев. Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М: Экономистъ, 2003. – 416 с.
2. Тегин В.А. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «менеджмент организации» и «экономика и управление на предприятии».- Коломна, 2005
| Логистика
| Вопрос
| План ответа
| 43. Логистическое обеспечение функционирования предприятия. Микрологистическая цепь предприятия.
| - определение логистики;
- микрологистическая цепь предприятия и её элементы;
- основные функциональные области каждого элемента микрологистической цепи.
| 44. Логистика снабжения: рынки и поставщики.
| - цели и задачи логистики снабжения;
- критерии выбора рынка и поставщиков материальных ресурсов;
- организация взаимоотношений с поставщиками.
| 45. Транспортная подсистема логистики предприятия. Принципы маршрутизации.
| - цели и задачи транспортной подсистемы логистики;
- критерии оптимизации транспортных логистических задач;
- виды маршрутов и основные модели их оптимизации.
| 46. Складское хозяйство предприятия: управление материально-техническими ресурсами.
| - цели и задачи складского хозяйства предприятия;
- иерархическая структура складов готовой продукции;
- основные модели управления запасами материально-технических ресурсов.
| Рекомендуемая литература
1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.
2. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
| Производственный менеджмент
| Вопрос
| План ответа
| 47. Система и подсистемы организации производства на предприятии. Результативность и эффективность организации производства.
| - определение системы организации производства. Её основная цель;
- подсистемы (и задачи, решаемые в подсистемам) единой системы организации производства;
- понятие результативности и эффективности организации производства. Основной показатель эффективности организации производства;
- организационные резервы развития производства.
| 48. Производственный процесс на предприятии, основные принципы его организации. Типы производства.
| - понятие производственного процесса;
- классификация производственных процессов;
- научные принципы организации процессов производства;
- типы производства;
- влияние типа производства на производственную структуру предприятия;
- примерная производственная структура машиностроительного предприятия.
| 49. Организация производственного процесса во времени. Цель и пути сокращения длительности производственного цикла.
| - понятие длительности производственного цикла и его структура;
- виды движения предметов труда в процессе производства: последовательный, параллельный и смешанный (сущность, схемы движения, формулы расчета, условия применения);
- календарно-плановые нормативы, используемые в организации единичного, серийного и массового производства: размер партии запуска изделий, величина опережения запуска – выпуска, величина планово – нормативного задела, такта, ритма выпуска;
- экономическое значение сокращения длительности производственного цикла;
- мероприятия по сокращению длительности производственного цикла.
|
50. Типы производственных структур предприятия. Принципы организации цехов, участков.
| - характеристика предметной, технологической и смешанной производственной структуры;
- организация цехов, участков по принципу технологической и предметной специализации;
- преимущества и недостатки организации цехов, участков по принципу технологической и предметной специализации, с экономической точки зрения.
| 51. Инфраструктура предприятия: ремонтное хозяйство и материально-техническое обеспечение предприятия.
| - назначение, состав и организация ремонтного хозяйства
- назначение, состав и организация материально-технического обеспечения предприятия.
| 52. Организация комплексной подготовки производства на предприятии.
| - этапы комплексной подготовки производства;
- цель, задачи и содержание конструкторской подготовки производства. Назначение ЕСКД;
- цель, задачи и содержание технологической подготовки производства. Назначение ЕСТПП.
| Рекомендуемая литература
1. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА.
2. Фатхутдинова Р.А. Производственный иенеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
| Анализ финансово-хозяйственной деятельности
| Вопрос
| План ответа
| 53. Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
| - принципы построения системы экономической информации;
- учетные и внеучетные источники системы экономической информации;
- виды экономической информации;
- стоимостные показатели, натуральные, условно-натуральные показатели и области их применения;
- количественные - качественные показатели и области их применения;
- объемные - удельные показатели и области их применения.
| 54. Традиционные методы экономического анализа.
| - использование абсолютных, относительных и средних величин, их характеристика;
- сущность приема сравнения, его основные формы;
- технологические, аналитические, структурные группировки;
- индексный метод анализа: индекс переменного состава, индекс постоянного состава и индекс структурных сдвигов;
- метод цепных подстановок: его содержание, достоинства и недостатки метода цепных подстановок;
- балансовый метод, область его применения.
| 55. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия.
| - понятие финансовой устойчивости;
- типы финансовой устойчивости предприятия в зависимости от обеспеченности МПЗ источниками их формирования и собственными оборотными средствами;
- показатели финансовой устойчивости предприятия, характеризующиеся соотношением собственных и заемных средств;
- показатели финансовой устойчивости предприятия, характеризующиеся состоянием собственных оборотных средств;
- показатели финансовой устойчивости предприятия, характеризующиеся состоянием основных средств;
- пути повышения финансовой устойчивости предприятия.
| 56. Методика анализа ликвидности и платёжеспособности предприятия.
| - понятие платежеспособности и ликвидности предприятия;
- коэффициент абсолютной ликвидности, уточненный коэффициент ликвидности (коэффициент критической ликвидности), коэффициент текущей ликвидности;
- недостатки коэффициентов ликвидности;
- пользователи коэффициентов ликвидности;
- методы диагностики банкротства предприятия;
- пути повышения платежеспособности предприятия.
| 57. Финансовые результаты и показатели рентабельности деятельности предприятия.
| - задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- основные источники информации;
- показатели прибыли, структурно-логическая модель формирования показателей прибыли;
- основные показатели рентабельности. Взаимосвязь рентабельности и деловой активности предприятия.
Резервы роста прибыли и рентабельности.
| 58. Оценка эффективности управления оборотными средствами предприятия.
| - оборотные фонды, оборотные средства предприятия и их классификация;
- показатели эффективности использования оборотных средств: скорость оборачиваемости и длительность одного оборота;
- абсолютная и относительная экономия (перерасход) оборотных средств;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения.
| 59. Оценка эффективности управления основными средствами предприятия.
| - экономическая сущность основных фондов предприятия;
состав основных средств предприятия;
- показатели интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов; их характеристика.
- пути повышения эффективности управления основными средствами предприятия.
| Рекомендуемая литература
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия–М.: Экоперспектива
| Финансовый менеджмент
| Вопрос
| План ответа
| 60. Источники финансовых ресурсов и направления их использования.
| - основные правила финансового менеджмента;
- источники финансовых ресурсов и их виды;
- направления использования финансовых ресурсов;
- виды инвестирования, особенности прямого, венчурного и портфельного инвестирования, аннуитет;
- этапы формирования портфеля ценных бумаг;
- дисконтирование капитала и дохода.
| 61. Управление оборотным капиталом предприятия.
| - особенности управления оборотным капиталом, противоречия между маркетинговой и финансовой точкой зрения на управление оборотными активами;
- пути ускорения оборачиваемости оборотных средств;
- условия использования принципа «дорогой закупки и дешёвой продажи»;
- учёт векселей и факторинг, условия для их эффективного применения;
- финансирование за счёт товарно-материальных запасов;
- предоставление скидок за сокращение сроков расчётов и их эффективность с точки зрения покупателя и продавца;
- прочие виды финансирования.
| 62. Политики управления оборотными активами и оборотными пассивами предприятия. Управление финансовыми потоками.
| - виды политики управления оборотными активами предприятия;
- виды политики управления оборотными пассивами предприятия;
- эффективные и неэффективные сочетания разных политик управления оборотными активами и оборотными пассивами;
- определение финансового потока, финансовый приток и финансовый отток, управление движением денежных средств.
| 63. Управление издержками в финансовом менеджменте.
| - основные схемы управления издержками предприятия и их взаимосвязь с риском;
- общая и удельная валовая маржа, точка безубыточности, порог рентабельности;
- операционный рычаг, принцип его действия и взаимосвязь с риском и прибылью.
| 64. Финансовый риск и пути его снижения.
| - виды предпринимательских рисков, финансовых рисков;
- определение степени финансового риска, методика подсчёта с помощью среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации;
- способы снижения финансового риска.
| 65. Бизнес-планирование на предприятии
| - цель и задачи бизнес – планирования;
- структура бизнес-плана и методы его разработки;
- основные финансовые показатели бизнес-плана;
- оценка эффективности и расчет срока окупаемости инвестиционных вложений.
| Рекомендуемая литература
1. Стоянова Н.м. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2002 г.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика.
| Антикризисное управление
| Вопрос
| План ответа
| 66. Процедура банкротства и ликвидации организации.
| -понятие кризиса, антикризисного управления, банкротства;
-описание процедуры банкротства;
- характеристика санации;
- характеристика мирового соглашения;
- сущность и процедуры конкурсного производства
| 67. Особенности кризисов и антикризисного управления в развитии организации.
| -понятие кризиса и антикризисного управления;
- пять этапов цикла развития организации: эксплерент, патиент, виолент, коммутант и леталент;
-причины кризисов фирм-эксплерентов, фирм-патиентов, фирм-виолентов, фирм-коммутантов;
-особенности антикризисного управления фирм-эксплерентов, фирм-патиентов, фирм-виолентов, фирм-коммутантов.
| 68. Организационные преобразования в антикризисном управлении.
| -понятие кризиса и антикризисного управления;
-понятие и виды организационных преобразований в антикризисном управлении;
- мероприятия процессных преобразований;
- мероприятия продуктовых преобразований, консервативный и радикальный подходы;
-мероприятия ресурсных преобразований, схемы реорганизации;
-ранжирование видов преобразований по стоимости и срокам окупаемости.
| 69. Государственное регулирование кризисных ситуаций и кризисы в системе государственного управления.
| -понятие кризиса и антикризисного управления;
-понятие государственного управления и государственной власти;
-роль государства в антикризисном управлении;
-виды государственного регулирования кризисных ситуаций: нормативно-законодательная деятельность, финансовое регулирование, регулирование в сфере производства, перераспределение дохода;
-этапы развития кризиса в системе государственного управления;
-системный кризис государственного управления.
|
70. Кризисы в социально-экономических системах и формирование антикризисного управления.
| -понятие кризиса в социально-экономическом развитии;
-причины и последствия кризиса;
-типы кризисов и их краткая характеристика;
-научные концепции объяснения циклов и экономических кризисов;
-виды экономических кризисов.
| Рекомендуемая литература
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М.
2. Баринов В. А. Антикризисное управление: Учебное пособие. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС.
| Управленческие решения
| Вопрос
| План ответа
| 71. Принятие управленческих решений в условиях риска.
| - характеристика рисковой ситуации, виды рисков;
- информационная база принятия управленческих решений в условиях риска;
- мера риска, критерии принятия решений в условиях риска;
- выбор решения с помощью дерева решений.
| 72. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности.
| - характеристика условий полной неопределенности;
- информационная база принятия управленческих решений в условиях полной неопределенности;
- критерии принятия решений в условиях неопределенности и их характеристика: критерий крайнего оптимизма, критерий Вальда, критерий минимаксного риска Сэвиджа, критерий пессимизма-оптимизма Гурвица;
- выбор решения с помощью дерева решений.
| 73. Технология разработки и реализации управленческих решений.
| - два подхода к определению «принятие управленческого решения»;
- обеспечение качества управленческого решения;
- факторы, влияющие на принятие управленческого решения;
- этапы разработки и реализации управленческого решения;
- методы экспертных оценок.
| 74. Принятие управленческих решений на базе маржинального анализа.
| - основы маржинального анализа: точка безубыточности (графический и аналитический метод), маржинальный доход;
- приятие решений в типовых хозяйственных ситуациях;
- о дополнительном заказе по цене ниже полной себестоимости в условиях свободной производственной мощности;
- производить или отказаться от производства «убыточного» продукта;
- покупать или производить самим;
- выбор оборудования, выбор технологии;
- выбор решения с учетом ограничений на ресурсы.
|
75. Оценка эффективности управленческих решений.
| - понятие инвестиций и капитальных вложений;
- основные показатели экономической эффективности управленческого решения: ЧДД, индекс доходности, ВНД, срок окупаемости;
- сравнительная экономическая эффективность управленческих решений;
- учет инвестиционных рисков при принятии управленческого решения.
| Рекомендуемая литература:
1. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие / А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев, Т.П. Барановская; под ред. Б.А. Лагоши. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: Экоперспектива
3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – 5-е изд., исправ. И доп. – М.: Дело, 2004. – 416 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-Синтез, 1997
|
|