Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы реализации функ-ии гос-ва.
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства. Различаются правовые и организационные формы реализации функций государства. По ним проходят обучающие курсы и семинары. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права? От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами. ≈ политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), ≈ идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), ≈ организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Методы осуществления функций государства - пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач. Деляться по мнению профессора Морозовой на административные и экономические (прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.) 1) метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера, • реклама, агитация, пропаганда; • личный пример; • награды; • экономические и налоговые льготы; • материальное поощрение; • смягчение наказания и освобождение от юридической ответственности и др.). 2) метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности. 3) метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства; 4) метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств; 5) метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д. 6) метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах. 7) метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве.
22. Механизм государства: понятие, признаки, структура Механизм гос — это сис гос органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм госесть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, гос осуществляет власть, проводит ту или иную политику. В юр науке понятия «механизм государства» и «гос аппарат» обычно упот-ся как синонимы, хотя сущ точка зрения, согласно которой под гос аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся упр деят-ью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «матер придатки» гос аппарата (вооруженные силы, полиция, исправ-труд учреждения и т.д.), опираясь на кот гос аппарат осуществляет свою деятельность. Харак черты механизма государства: он представляет собой систему, т.е. упорядоченную сов-ть гос органов; целостность его обесп-ся едиными целями и задачами; его основным элементом выступают госуд органы; он является той организ и матер силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкр результатов. Механизм соврем гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма гос-ва понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) гос органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ своих непоср властных функций. Особ-ю гос органов является то, что они обладают гос-власт полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобяз управл-х решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, гос комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) гос орг-и — это такие подразделения механизма гос (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранит деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, и т.п.); 3) гос учреждения — это такие подразделения механизма гос, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосред практ деятельность по выполнению функций государства в соц, культ, воспитательно-образов, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, 6) орган и фин средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, соверш-ся. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-ист, нац-психологические, рел-нравственные особенности, терр размеры страны, уровень экон развития, соотношение полит сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как РФ), то и система управления им будет соответ, включающей сложную структуру механизма гос (общефед органы гос власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общес организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназ для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспит-образ подразделения, учреждения культуры и т.д. 23. Гос орган: понятие, виды, компетенция. Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе гос властвования, определить его опт структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассмат как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостй части целого, то есть явления, обладающего опр автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение. Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма гос выступает гос орган. Орган государства — это звено гос аппарата, участвующее в осущ опр функций гос и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1)предс собой самос элемент механизма гос, выступая неотъемлемой частью единого гос организма, занимая в нем свое специфическое место; 2)действует от имени гос документов (Конституции, законов и подзак актов); 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соотв формы и методы; 5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необ-и мер принуждения; 6)состоит из госслужащих и соотв подразд (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепл единством целей, ради достижения которых образованы; 7) имеет соотв мат базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и фин средства (расч счет в банке, необходимые денежные ресурсы), кот требуются для осущ его компетенции. Компетенция (круг ведения) — это сов законодательно закр полномочий (прав и обязан), предост конкретному органу или долж лицу в целях надл выполнения им опр круга гос или общес-значимых задач и осущ соотв-х функций; 8) осуществляют свою компетенцию тремя способами: путем принятия норм актов (предписаний общего характера); путем принятия правопр актов (предписаний индив характера); путем конкретно-организационной деятельности; 9) в процессе реализации имущ прав выступает в качестве юр лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущ и личные неимущ права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 10)осущ свою деятельность на опр территории Классификация гос органов: • по порядку образования органы государства классиф на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Гос Дума РФ, законод органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими гос органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); - по форме реализации гос деятельности — на законодательные (представительные), испол-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Закон органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание • по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» («вертикально-горизонтального» подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); • по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезв положения); • по способу принятия решений — на коллегиальные (Гос Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.); • по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (таможенные органы и т.д.); • по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деят-ть в какой-либо одной сфере общ жизни (министерства, ведомства, гос комитеты и пр.) и т.п.
|