Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование послевоенной журналистики СССР как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
Победоносное окончание войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление пропаганды величия сталинизма. Журналистика призывала народ к новым подвигам на фронтах экономического возрождения страны. К маю 1945 структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы СМИ. После окончания войны почти все местные газеты выходили в уменьшенном объеме: на двух полосах. Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего территориального района. Остро ощущалась бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что сказывалось на качестве периодических изданий. Шаг за шагом шло восстановление сети республиканских, а затем и областных газет. Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета “Культура и жизнь”, орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Она выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других СМИ. Внимание обращалось, прежде всего, на три вопроса: 1. Необходимость усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся (постановление “Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет “Молот” (Ростов-на-Дону), “Волжская коммуна” (Куйбышев) и “Курская правда”, июль 1946). 2. Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во 2-й половине 40-х - начале 50-х годов, касавшиеся почти всех типов газет. В их числе постановления о “Труде”, “Гудке” и др. 3. Пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”, “Об опере “Великая дружба” и ряд других. На страницах печати развернулась кампания травли деятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме. Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной критике многих известных деятелей советской культуры – Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 год) отрывок: В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе. Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в журнале, несомненно, внесло элементы идейного разброда и дезорганизации в среде ленинградских писателей. В журнале стали появляться произведения, культивирующие несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада. В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС. Развивается внутрисоюзная сеть агентства. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС.
7 мая 1945 в СССР впервые отмечался День радио. В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. 15 декабря 1945 Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. ТВ и радио находились в ведении Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х еще трудно было распознать возможности ТВ. Предполагалось, что задачи радио и ТВ совпадают. После реконструкции Московский телецентр перешел на новый стандарт четкости изображения. Были построены новые телецентры в Ленинграде, Киеве, Свердловске. К середине 50-х сформировалась система подготовки журналистских кадров для печати, радио, а в дальнейшем и для телевидения. На базе отделений журналистики филологических факультетов Московского, Ленинградского и других университетов были созданы факультеты журналистики. Но за реальными и мнимыми успехами выступавшие в прессе не видели серьезных упущений в руководстве отдельными отраслями экономики и, в частности, сельского хозяйства. Это вело к тому, что в печати приукрашивалась действительность. Появление в газете “Правда” острых публицистических выступлений В.Овечкина (“Районные будни” и др.) явились началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни. Овечкин глубоко проанализировал состояние сельского хозяйства, решительно выступил против лакировки действительности, демагогии и очковтирательства, остро поставил проблему партийного руководства. При этом писатель проявил гражданскую и творческую смелость, приверженность подлинному реализму в изображении жизненных трудностей, противоречий. Книга Овечкин далека от документальной, фактографической литературы; она представляет собой, по сути дела, художественную прозу (см. об этом: Тимофеева В.В. Поэтическое исследование жизни // Нева. 1957. №4. С.183-187). Писатель подчеркивал, что главное в его очерках —«человеческая сторона дела, а не сельскохозяйственная» (СС: в 3 т. Т.3. С.333). Книга «Районные будни» содержала в себе глубокие обобщения и яркие человеческие характеры. Имея в виду очерк Овечкина «Районные будни», открывавший очерковый цикл, А.Т.Твардовский писал: «Сравнительно небольшой по объему очерк этот явился в нашей литературе, обращенной к сельской тематике, фактом поворотного значения. Здесь впервые с такой нежданной смелостью прозвучало встревоженное слово вдумчивого литератора о положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости решительных перемен в методах руководства колхозами. Пожалуй, ни одно из произведений " крупных" жанров, по выходе в свет этого очерка, не могло бы сравниться с ним ни читательской почтой, ни количеством отзывов в печати» (Твардовский А.Т. СС: в 6 т. Т.5. С.282-283). Произведение Овечкина наносило удар по царившей в те годы «теории бесконфликтности»; Публицистика представлена портретными очерками Б.Галина, Б.Полевого, проблемными статьями А.Колосова, И.Рябова, В.Овечкина, В.Тендрякова, гражданской поэзией А.Твардовского, статьями - раздумьями Т.Тэсс, В.Фоменко, М.Шагинян и многих других. В октябре 1952 на 19 съезде ВКП(б) получила новое название: КПСС.
|