Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публицистика апостола Павла






В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых — речь в афинском ареопаге[26] и речь перед царем Агриппой[27].

 

Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регионов — Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам — Титу, Тимофею).

Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Коринфянам. Основная тема этого послания, как и многих других, — единство Церкви. Особый интерес представляют до сих пор актуальные наставления Павла коринфским христианам: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу[28], о телесной чистоте[29], о браке[30].

 

Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному. Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

 

К устной публицистике относится проповедь, которую можно разделить по охвату аудитории на:

 

приходскую — произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами.

миссионерскую — произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство.

 

По содержанию проповедь делится на четыре вида:

 

омилия ↓ изъяснительная беседа, ставит своей задачей объяснение Священного Писания слово ↓ произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого   катехизическое поучение ↓ излагает уроки веры, нравоучения и богослужения     публицистическая проповедь ↓ отвечает на злободневные вопросы современности

 

К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы — послания римских пап.

С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия).

 

К виднейшим представителям западной традиции относятся: Иероним Стридонский (340–420), Амвросий Медиоланский (340–397), Аврелий Августин (354–430).   Иероним Стридонский предпочитал письменное красноречие. Он известен прежде всего переводом Библии на латинский язык (этот перевод получил название Вульгата). Кроме того, Иероним вел обширную переписку. Известно около двух сотен его писем.   В Риме он руководил кружком знатных и образованных женщин, которые стремились изучить Библию. Этим своим сподвижницам Иероним адресовал немало писем, среди которых наибольшей известностью пользовалось письмо к Евстохии, где критически изображаются различные слои римского общества, в том числе и духовенство.   Амвросий Медиоланский в юности получил блестящее образование и стал известным судебным оратором. Приняв христианство, Амвросий стал епископом города Медиолана (Милана) и там прославился проповедями нравственно-практического характера, надгробными речами и письмами.   Интересен цикл писем Амвросия «Об алтаре Победы». Жертвенник с золотой статуей богини Победы, находящийся в курии сената, стал в IV веке яблоком раздора между язычниками и христианами, а отношение к нему императоров — показателем их религиозной политики. Амвросий в своих письмах говорит об упадке Рима, который не смогли предотвратить языческие идолы, критикует языческие обряды и прославляет христианство как более высокую ступень развития человеческого разума и верований. Аргументы Амвросия в итоге взяли верх, и статуя богини Победы была убрана из сената.   Августин также начинал судебным оратором и учителем красноречия. Он долго искал истину в различных философских системах, пока не пришел к христианству. Приняв сан, Августин прославился нравственно-практическими проповедями (их известно около 500), которые отличаются не столько тщательностью обработки, сколько живостью и доходчивостью. Августин известен и как христианский писатель. В его произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» дается новое понимание человека, предлагаются новые духовные ценности и строится новая картина мира. Восточную традицию христианской публицистики представляют в первую очередь: Григорий Богослов (326–389), Василий Великий (329–379), Иоанн Златоуст (344–407). Григорий Богослов, получив образование, работал в Афинах учителем красноречия, а затем возвратился на родину в город Назианз, принял крещение, и затем сан. Прославился он речами против еретиков, произнесенными в годы служения в Константинополе. Слушать прославленного оратора приходили не только христиане, но еретики, язычники, иудеи. По красноречию Григорий Богослов стоит выше всех церковных ораторов своего времени.   Его творения разделяются на слова (догматические, нравоучительные, надгробные, похвальные), письма и стихотворения.   Василий Великий, воспитанный с детства в христианских идеалах, учился сначала в Константинополе у знаменитого языческого оратора и ритора Ливания, а затем в Афинах, занимаясь философией, астрономией, медициной, музыкой и особенно красноречием. Здесь же он подружился с Григорием Богословом и по возвращении в родную Кесарию работал адвокатом. Приняв сан, Василий Великий стал известен беседами и речами против еретиков-ариан. Его называли трубой, оглашающей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь — с молнией. Из проповеднических трудов Василия Великого до нас дошли девять бесед на шестоднев, тринадцать бесед на псалмы и двадцать пять бесед на разные случаи, а помимо того, слова и послания.   Иоанн также получил блестящее языческое образование, в том числе у Ливания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре принял решение посвятить себя Богу. В Антиохии проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и за силу проповеди прозван Златоустом. По содержанию проповеди Златоуста имеют целью исправление грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели проповедник считает любовь к Богу и ближнему. Проповеди Иоанна Златоуста очень просты, живы и убедительны, произносились обычно экспромтом. Самые известные из его слов и творений — «Шесть слов о священстве», «Слово огласительное на Святую Пасху», которое до сих пор читается священником в каждой церкви на пасхальной утрени. Иоанн Златоуст оставил около двухсот пятидесяти писем, которые были написаны им различным адресатам во время изгнания. Среди них самые известные «Письма к Олимпиаде» — цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диакониссе Олимпиаде. Кроме того, Златоуст составил «Чин Литургии» (важнейшей церковной службы, по которому служат все православные церкви), некоторые молитвы.

Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) Солунские. создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллица.

 

Кириллица делилась на две части: правизну (буквы от аз до ферт) и левизну (буквы от хер до ижица). Сама последовательность букв не случайна, но представляет собою короткое, но очень информативное послание. азбука Кирилла и Мефодия являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на много веков вперед. Обучаясь грамоте по кириллице, человек автоматически заучивал ее морально-этические установки — призыв и запрет, которые, войдя в сознание, становились нормами поведения и жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал