![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории личности
Пожалуй, наибольшее разнообразие в психологии можно встретить при построении теорий личности. В различных психологических подходах как к определению сущности личности, так и к указанию основных детерминант ее развития существует множество диаметрально противоположных позиций. Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных «координат». • Биологическое и (или) социальное: в какой степени на развитие личности оказывают влияние биологические и социальные факторы. • Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до рождения, пренаталъно, и после рождения, постнатально: в какой степени на развитие личности оказывают влияние факторы наследования генов от родителей; факторы, оказывающие влияние на эмбриональное развитие оплодотворенной половой клетки и внутриутробное развитие плода; факторы воздействия внешней среды на организм после рождения. • Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактивность: насколько особенности личности зависят от внутренней, присущей человеку активности и насколько — от внешних причин и воздействий. • Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени разум оказывает влияние на поведение и личностные качества человека. • Стремление к адаптации и поддержанию равновесия между внутренней средой организма и внешней средой (гомеостаз) или к надситуативной активности. • Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или) объяснение: существуют возможности для познания и объяснения закономерностей, детерминант личностного развития или следует считать, что личность непознаваема и возможно лишь только понимание ее особенностей путем эмпатии, идентификации.
Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения происхождения личностных качеств и особенностей разные авторы выделяют множество подходов: • психодинамические теории: личность и поведение человека объясняются как следствие внутренних инстинктивных, психофизиологических, психологических, потребно-стно-мотивационных факторов; • теории научения: личность и поведение человека объясняются как результат процессов научения в ответ на различные влияния внешней среды; • интеракционистские теории: личность и поведение человека объясняются как овладение субъектом способами взаимодействия с другими людьми; • социодинамические теории: личность и поведение человека объясняются как следствия воздействий на человека со стороны других людей и включения в социальные отношения;
|