Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие личности: движущие силы, периодизация
В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные. Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо. Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы. Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности. Маслоу – потребности. Эриксон – стадии до смерти. Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность. Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты. Факторы, влияющие на развитие Личности: 1. Биологические: а) наследственные – особенности человека присущие виду; б) врожденные – условия внутриутробной жизни. 2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом: а) косвенные – окружающая среда; б) прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа. 3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план. Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии: 1. Между новыми и имеющимися потребностями. 2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых. 3. Между наличными умениями и требованиями взрослых. 4. Между растущими потребностями и реальными возможностями. Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых. В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности. Божович не разделяет эти два пути. Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез: - развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека; - развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности. Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества. В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу: 1. Адаптация. 2. Индивидуализация. 3. Интеграция. Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности. Периоды эпох (макрофазы): 1. ранний детский, дошкольный, младший школьный; 2. средний школьный; 3. старший школьный. Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция. Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.). Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание. Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.
|