Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конфликтологических идей в новое время.






 

О природе конфликтов много писали Ф.Бекон, Т.Гобсс, Руссо, Гегель, К.Маркс, В.Соловьев, Н.Бердяев.

В ходе обсуждения этой проблемы в новое время выявилось 2 разных подхода в понимании природы конфликта:

1) пессимистический подход, его выразил Т.Гобсс в XVII веке в работе «Левиафан», негативно оценив в целом человеческую природу, полагая, что человек по своей естественной природе является существом эгоистическим, зависимым, ленивым, поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало непереносимым, люди решили заключить договор о создании государства, которое опиралось на свою огромную силу, как у библейского чудовища Левиафана и было создано для избавления людей от войны и для запугивания.

Т.Гобсс не видел другого способа преодоления порочности людей, кроме применения государственного насилия.

2) оптимистический подход выразил Ж.Ж.Руссо: человек по своей природе добр, миролюбив и создан для счастья, а не для войны. Источником конфликта являются недостатки в организации общества, заблуждения, предрассудки людей, которые можно устранить и, прежде всего – приверженность к частной собственности. Демократическое государство – источник мира и согласия, который опирается на воспитательные, ненасильственные средства, соответствует доброй природе человека.

В последнее время исследователи данной проблемы придерживаются одной из этих точек зрения.

Детальную концепцию разработал К.Маркс: конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. Главной причиной борьбы является частная собственность, на которой основываются антагонистические формации, а в коммунистическом обществе конфликты исчезнут, начнется подлинная история человечества.

В.И.Ленин считал, что острые социальные противоречия исчезнут при социализме, поэтому в советской философии это положение являлось бесспорным.

Противоречие марксистской и ленинской теории заключается в том, что достижение идеала связывалось с массовым насилием.

В последующем развитии теория конфликтов постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликтов, высказанные мыслителями Древности, Средневековья и Нового времени. Одни руководствуются идеями Руссо, Маркса и считают, что человек – существо рациональное, разумное, всплески агрессии – случайность, реформы совершенствования общества приведут к ликвидации конфликтов. Другие признают изначально дикую, иррациональную природу человека, для которого насилие и агрессия – природные и естественные качества.

З.Фрейд рассматривал агрессивные проявления в человеке как естественное состояние, а Ф.Ницше писал, что «человек – тигр, приготовившийся к прыжку».

 

Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века:

1) конфликты рассматривались в самом общем плане; конфликты есть и в обществе и в природе и между ними нет разницы;

2) особенности социальных конфликтов не исследовались, хотя и давалось описание отдельных конфликтов;

3) если и исследовались некоторые социальные конфликты, то только на макроуровне (между классами);

4) общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, поэтому не было самостоятельной науки о конфликтах, теории конфликтов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал