Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятийная модель разрешения конфликта.
Цель конфликтологии - создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтом, изучить границу конфликта. найти почву для согласия и т.д.
Динамика конфликта по Анцупову и Шипилову.
Стиль поведения в конфликтной ситуации.
Разрешение конфликтов. Способы разрешения конфликтов разнообразны, как и сами конфликтные ситуации, но все они могут быть сведены к некоторым основным группам: I. Уход от конфликта (тактика избегания конфликта). Эта тактика является весьма популярным способом поведения в конфликтной ситуации, к ней прибегают как участники конфликта, так и менеджеры, когда улаживают конфликт. Суть тактики - игнорирование конфликта, отказ от признания его существования, самоустранение (физическое или психологическое). Может показаться, что тактика плохая, но она имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства тактики: § легко и быстро осуществляется, не нужны материальные и психологические ресурсы (например, руководитель, избегая конфликта, не отвечает на просьбу сотрудника о повышении заработной платы); § тактика приемлема, когда назревает конфликт, связанный с несущественными для данной группы делами. Недостатки тактики: Þ при определенных условиях эта тактика может привести к эскалации конфликта, так как причина конфликта не устраняется, а консервируется. Если проблема, которая ведет к конфликту, существенна, то консервация конфликта может привести к обострению, а не к улаживанию конфликта. Тактика избегания конфликта является успешной в определенных условиях: § если причина, порождающая противоборство, является верхушкой айсберга и свидетельствует о наличии других, глубоких предпосылок конфликтов; § если причина коренится в ограниченности имеющейся информации о конфликте, нужна дополнительная работа, сбор данных, которая обеспечивает эффективное разрешение конфликта; § отсутствие у одной из сторон сил, с помощью которых возможно в данный момент разрешить конфликт. Стиль поведения при тактике избегания конфликта: · утаивание, засекречивание информации с целью не допустить обострения конфликта; · отказ от признания самого факта существования причин конфликта в расчете на то, что он решится сам по себе.
II. Метод применения силы. Использование этого метода свидетельствует о готовности к разрешению конфликта, по крайне мере, у одной из сторон. Суть метода - принудительное навязывание своего решения одной из сторон. Предпосылки (благоприятные условия): § наличие у одной из сторон решающего перевеса ресурсов (например, администрация завода справляется с бастующими работниками путем набора новых работников); § возникновение чрезвычайной ситуации; § необходимость принятия непопулярного решения; § бесспорная правота одной из сторон.
Формы проявления тактики насилия: § использование силовых методов; § применение жесткого, приказного стиля общения; § использование мер наказания при одновременном поощрении добросовестных сотрудников.
III. Тактики уступок и компромиссов. Предыдущие тактики рассчитаны на выигрыш одной из сторон и проигрыш другой, являются самыми древними способами разрешения конфликтов, они вошли в привычку и используются автоматически, но современная конфликтология рассматривает эти тактики негативно, в них преобладает иррациональный подход. К цивилизованным методам разрешения конфликта относятся методы " выигрыш-выигрыш", тактика односторонних уступок или тактика двусторонних компромиссов, взаимовыгодных соглашений. Эти тактики нацелены на конструктивное, положительное разрешение конфликтов. Овладение ими - условие современной эффективной управленческой деятельности.
Тактика односторонних уступок (приспособления). Предпосылки для применения тактики: § явная ошибка во взаимоотношениях, допущенная одной из сторон; § в условиях, когда будущее грозит кризисными событиями для данной группы и надо беречь энергию для этого, и ценой уступок по менее значимым проблемам, сохранить резервы для будущих кризисов; § отказ от уступок грозит более серьезным уроном. Слабости (недостаток) тактики уступок - частично реализует принцип " выигрыш-выигрыш", выгоду получает только одна сторона. Более надежна тактика компромиссов (взаимных уступок), которая становится надежной основой долговременного сотрудничества. Эта тактика - классический (образцовый) способ разрешения конфликтных ситуаций. Компромисс - путь взаимных уступок, взаимовыгодные сделки, частичное удовлетворение интересов обеих противоборствующих сторон, поиск взаимоприемлемых позиций. Условия для применения этой тактики: § обе стороны готовы к взаимным уступкам; § невозможность разрешения конфликта силовым методом, нет возможности ухода. Большая роль в этой тактике отводится переговорам - они позволяют выяснить зоны согласия, точки соприкосновения интересов. Трудности в применении тактики: § возможность отказа одной из сторон от первоначально занятой позиции; § решение, принятое в результате переговоров, может оказаться противоречивым; § в компромиссном соглашении всегда имеется элемент отказа от первоначально занятой позиции, возможно возвращение к первоначальной позиции. Достоинства тактики: § ведет к взаимовыгодному результату; § демонстрирует уважение сторон к достоинству друг друга.
Проблема цены конфликта. Тактика срытых действий. Анализ конфликтов убеждает в том, что цена конфликта может быть очень высокая. Неудача в разрешении конфликта: § тревога; § чувство одиночества; § стрессовая ситуация.
Урегулированный конфликт: § утверждение в душе чувства покоя, умиротворения, веселья; § усиление энергии, готовности к новым делам; § чувство расширения возможностей, перспектив; § укрепление здоровья.
Социальные последствия неудачи в разрешении конфликта: § материальные потери; § человеческие потери. Наиболее позитивный путь к позитивному результату - тактика переговоров, компромиссов.
Метод скрытых действий: § подкуп; § обман; § заговоры; § интриги и т.д. (исторический пример - заговор против Цезаря). Причины применения этих методов - низкий уровень культуры, кризис состояния общества.
Переговоры как оптимальный способ регулирования конфликтов. Важнейшим элементом любого метода урегулирования конфликта являются переговоры. Без переговоров невозможно разрешение конфликта. Переговоры - наиболее существенное звено в деятельности любого управленца, особенно в области урегулирования конфликта.
Основные роли участников и главные принципы ведения переговоров. Менеджер может участвовать в переговорах в разных ролях: § как представитель более высокой инстанции; § участник конфликта в составе одной из сторон; § посредник, медиатор. Каждая из этих ролей своеобразна, но для всех участников конфликта существуют правила поведения и кодексы запретов (перечни запрещенных приемов): § авторитарность поведения; § откровенная грубость; § преждевременная, поспешная оценка промежуточных результатов переговоров как провала; § нельзя полагать, что просьба одной из сторон сделать перерыв является признаком слабости; § недопустимо оценивать компромиссные предложения противоположной стороны как проявление слабости этой стороны, так как проявление гибкости является проявлением силы.
Основные задачи переговоров. Для успеха приговоров надо видеть их цели и задачи: § достижение реальных результатов - главная задача переговоров (выраженная в письменном решении, которое должно быть четким, определенным, недвусмысленным); § быть готовым и осуществить необходимое изменение своих первоначальных позиций, корректировка предложений, готовность пройти на уступки, компромисс; § эмоциональная поддержка, позитивный психологический климат, настроение, человеческие взаимоотношения в ходе переговоров, предпосылки дальнейших конфликтов.
Подготовка переговоров: § создание условий для начала переговоров; § убеждение оппонентов в целесообразности проведения переговоров; § заручиться поддержкой общественного мнения; § вовлечение в процесс авторитетных лиц. Результат подготовки переговоров - достичь хотя бы встречи.
Для успешного проведения переговоров надо: § тщательно анализировать суть конфликта, этот анализ может быть представлен в виде карты анализа конфликта, где указываются участники, спорные вопросы, интересы, потребности сторон, которые оказались ущемлены и привели к конфликту; § используя метод прогноза предположить те спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе переговоров; § четко представить свои силы и силы сторон, формулировка возможных решений; § направление взаимоотношений с партнерами, которые могут быть использованы в дальнейшем. Но заранее просчитать все нельзя, так как в ходе переговоров может возникнуть незапланированная ситуация.
Основные фазы переговоров и главные принципы переговорного процесса. Главные фазы переговоров: 1. Подготовительная фаза - может быть дополнена вышесказанными консультациями. 2. Изложение каждой стороной в ходе переговоров своей позиции с опорой на факты. Допустима критика другой стороны (опираясь на факты). 3. Фаза поиска интегрального решения (дискуссии) - сближение позиций. Допустимо оказывать давление на партнера. 4. Финальная фаза - принятие решений или признание провала (неудачи переговоров). Тупик в переговорах - ситуация, при которой изложение всех возможных предложений не приводит к принятию решений, но и такой результат имеет свое позитивное значение: § провал переговоров позволяет четко увидеть противоположные позиции сторон, суть спора, разногласий; § провал переговоров может послужить импульсом, исходной точкой к поиску принципиально новых решений. Но тупика в переговорах следует избегать, и чтобы к нему не прийти, надо соблюдать основные принципы ведения переговоров: § нужно учитывать, что конфликт - явление комплексное (социальное и психологическое), поэтому разрешен он может быть в ходе переговоров тоже только комплексом средств; § проблема, вызвавшая конфликт, должна быть глубоко и всесторонне продумана и только на основе этого анализа должна быть выработана линия поведения на переговорах; § помогать, а не мешать друг другу в достижении решений (применить гибкость, устойчивость); § учитывать не сиюминутные, а долговременные интересы сторон; § тщательно продумывать весь ход переговоров, даже если они зашли в тупик.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ (ЛЕКЦИЯ, СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ"). Организационные формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
1) Формы обучения (по кол-ву обучающихся) - массовые - коллективные - групповые - индивидуальные 2) Формы обучения (по продолжительности занятия) - классические (45 м) - спаренное (90м) - произвольное 3) Формы обучения (по месту) - школьные - внешкольные (экскурсии, знакомство с пр-ом на заводу)
Основная форма обучения урок. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении элемент учебного процесса.
Классификация уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе. - комбинированные - уроки изучения новых знаний - уроки формирования новых умений - уроки обобщения и систематизации - уроки контроля и коррекции знаний, умений - уроки практического применения знаний, умений
К ВУЗовским формам обучения относят: - лекция, - практика, семинар, - лабораторная, - коллоквиум (одна тема глубоко изучается, берется много различных источников).
1) Методы Восприятия, Усвоения - рассказ, - беседа, - объяснение, - лекция, - иллюстрация, - демонстрация, - работа с книгой и документом
2) Методы Усвоения, Воспроизведения - проблемная ситуация - игровая ситуация - дискуссия - эксперимент - упражнение - опорный конспект - взаимообучение - опрос и контроль
3) Методы Учебно-Творчекого Выраженя - самостоятельный поиск - художественное исполнительство - критический анализ результатов учебной деятельности
Методы Воспитания
|