Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура коммуникативного акта (процесса).
1. Коммуникатор – инициатор сообщения. Тот, кто передает информацию. 2. Реципиент – адресат (кому). 3. Сообщение, информация – что. 4. Канал связи – средства передачи информации. 5. Эффект – усвоение информации. 6. Обратная связь – реакция реципиента на сообщение. Основные условия эффективности коммуникативного процесса (На примере: учитель-аудитория). Коммуникатор (учитель) 1) должен быть заинтересован в передаче информации (мотивация), от этого зависит отбор информации; 2) должен хорошо владеть информацией (знание предмета); 3) должен искусно использовать разные средства передачи информации (методика обучения); 4) должен владеть системой контроля (следить за реакцией аудитории, опрос и т.п.). Реципиент (ученик, аудитория) 1) должен быть заинтересован в усвоении информации (мотивация); 2) должен уметь воспринять информацию (внимание); 3) должен быть способен понять информацию (интеллект); 4) должен запомнить информацию (память), чтобы практически использовать. В реальности всегда есть потери информации, ибо существуют Коммуникативные барьеры. (общая схема)
Задумывается, планируется (100%) – высказывается, приобретает словесные формы 80% от задуманного ==> основной барьер – лексический (запас слов), память коммуникатора (что-то забыл). Высказано (80%) – услышано (воспринято) 70% ==> основной барьер – плохое внимание реципиента, отсутствие интереса к сообщению (мотивация). Услышано 70% - принято (понято) 60% ==> основной барьер – интеллект реципиента (не все понял). Принято 60% - осталось в памяти 24% ==> основной барьер – память (много забыл). Таким образом, потери информации неизбежны ==> необходимо научиться устранять (или смягчать) барьеры. Средства передачи информации. Основное средство – речь. Вербальная коммуникация и невербальная коммуникация. Соотношение между ними: 1. Невербальные средства усиливают, дополняют вербальную информацию ==> соответствие между ними. 2. Противоречие между вербальным и невербальным: невербальные знаки противоречат вербальному общению. 3. Несут разную информацию. При несоответствии – большое доверие невербальной информации. Речь 1) должна быть понятна для аудитории, соответствовать ее уровню. 2) необходима оптимизация информации (не должно быть дефицита и переизбытка); 3) должна быть релевантна теме (позволяет раскрыть тему, соответствие теме). Невербальная коммуникация (в разных источниках разная классификация): 1. Проксемика – пространственно-временные характеристики общения. 2. Паралингвистика – особенности голоса у речи, не относящиеся к смыслу высказывания, не несущие семантической нагрузки (в них отражаются психологические качества говорящего). 3. Кинесика – система оптико-кинетических знаков. Система выразительных движений (поза, походка, жесты, контакт глаз). Проксемика: 1. Пространственно-временные характеристики общения (Пространственная психология С.Холл). В качестве информативных характеристик выступают: § дистанция между общающимися; § временные характеристики (время прихода), длительность общения; § взаимное расположение тел. Дистанция свидетельствует о близости отношений между партнерами: § интимное пространство – 0-45 см, сверхинтимное – 0-15 см (родственники, близко знакомые)4 § личное (персональное) пространство – 45-120 см – неформальное общение (друзья); § социальное пространство – 120-3, 5 (4) м – формальное общение ==> с посторонними людьми, деловые отношения (начальник – подчиненный); § публичное пространство – 3, 5 м и более – осуществляется в массовых аудиториях. Персональное пространство с одной стороны социально-обусловлено, а с другой – обусловлено личностными качествами. Горожане – дистанция уже, чем у сельских жителей. Национальность: у японцев – короткая, у американцев – длинная дистанция (национальные особенности). Персональное пространство у каждого сове, имеет индивидуальные размеры. Личностное влияние: 1) интроверсия; 2) тревожность, невротизм; 3) недоверчивость, подозрительность; 4) замкнутость. Эти свойства личности ==> сужение персонального пространства. Таким образом, уравновешенный человек, с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе; беспокойные, тревожные, замкнутые стараются держаться подальше от партнера. Дистанция между партнерами говорит о характере взаимоотношений между ними. Взаимное расположение. Наиболее благоприятная угловая позиция. Угол уменьшается – сидят рядом ==> тесное общение. Угол увеличивается ==> враждебность, напряженность. Паралингвистика (см. Дерябо): 1. Особенности голоса: § громкость; § высота; § тембр. 2. Динамические особенности речи: § скорость; § ритм; § тональность; § дикция. 3. Стиль речи: § длина фраз, сложность грамматических конструкция; § образность, метафоричность; § использование жаргонов и ненормативной лексики (брань); § когнитивная сложность (информационная насыщенность). 4. Речевые обороты, штампы, оговорки (см. Люшер): Особенности голоса: 1) громкость – (энергетика): высокий жизненный тонус, признак доминантности, экстравертированность; 2) высота – индикатор эмоционального состояния; Пример: высокий голос – высокая эмоциональность; низкий – эмоциональная сдержанность. 3) тембр (окраска голоса). Пример: металлическое (жесткое) звучание ==> энергичность, твердость, властность (диктатор). Динамические особенности речи: 1) Скорость речи – характеристика темперамента: § быстрая – холерик, сангвиник; § медленная – флегматик, меланхолик. Скорость отражает также временное эмоциональное состояние: § быстрая – активность, взволнованность; § медленная – усталость, горе, печаль. и некоторые постоянные характеристики личности. Пример: медленная – высокомерие. 2) Ритм: § плавная, ритмичность – уверенность; § сбивчивая, неритмичная – неуверенность. 3) Интонация: § интонированная – эмоциональность, экстраверсия. § неинтонированная (монотонная) – низкая эмоциональность, интровертированность, аутистичность.
|