![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ребенок.
Состояние Я – Ре – это эмоции и желания детей, пережитые в детстве (до 5 лет). Это чувства и, поведение и мысли человека, которые возникли у него в раннем детстве как реакция на то, что он видел и слышал. Маленький ребенок до развития речи реагирует на раздражители эмоциями (основная форма реагирования), поэтому основное содержание этого состояния Я – эмоции. Поэтому, когда личность охвачена чувствами, эмоционально, а не рационально реагирует на ситуацию, значит, она находится в особом состоянии Я, “ее поведением управляет Ре”. Берн считал, что Ре чаще испытывает отрицательные эмоции: страх, стыд, вина. Основные типы состояния Я – Ре определяются тем, как маленький ребенок реагировал на требования родителей. 1. Естественный – не зависит от Ро, ведет себя свободно и непринужденно, в соответствии со своими желаниями, без учета родительских требований. Основная черта – самопотворствующее поведение. Для него характерны: свободный выход энергии, естественность самовыражения, сосредоточенность на себе (важны только собственные интересы и желания; не считается с другими людьми), не желает никому подчиняться и ни от кого зависеть. Действия “естественного Ре” – необдуманны, импульсивны, спонтанны (“хочу! ”), непредсказуемы. 2. Адаптированный Ре – приспособившийся к требованиям родителей. а) Подчиняющийся, уступчивый Ре ведет себя так, как требуют Ро: или зависимо (если Ро подавляют) или свободно, не по годам самостоятельно. Главное стремление – угодить другому. Основные эмоции уступчивого Ре – чувство вины, страха перед наказанием, стыда. б) Бунтующий Ре (его содержание также связано с родительскими требованиями, но его поведение не соответствует требованиям Ро. Основное проявления – негативизм. Он как бы провоцирует Ро. Основные эмоции бунтующего Ре – возмущение, гнев. Таким образом, а) и б) – поведение предсказуемо: а) уступает (делает так, как надо), б) негативизм. в) Отчужденный, отгороженный Ре избегает ответственности, соблюдает дистанцию между собой и родителями. Он застенчив, стеснителен. Основные эмоции – чувство обиды, досады. Стремится быть беззаботным. Эмоциональная несдержанность взрослого – это проявление детской позиции. Состояние Я – Ре проявляется на 3х основных уровнях. 1. Поведенческий уровень – соответствует типам “Я – Ре” (см. выше). 2. Невербальный уровень (дрожание губ, плач, хихиканье, поднятие руки, кусание ногтей, поддразнивания и т.п., чтобы высказаться). 3. Вербальный уровень – “хочу! ”. Так как ребенок идет на поду своих желаний. “Мне кажется”, как признак детской неуверенности. “Мне все равно”, “А мне какое дело” и т.п. Состояние Я – Ре актуализируется, когда человек попадает в трудную, напряженную ситуацию, когда он чувствует себя беспомощным, испытывает потребность в поддержке; или когда терпит поражение.
|