![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взрослый.
“Взрослый” – это состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности, проявляющееся в способности к осмыслению поступающей информации и принятию самостоятельного, взвешенного и ответственного решения (свобода, самостоятельность, разумность и ответственность характеризует поведение человека, находящегося в данном состояния Я). Функции В: § сбор информации; § проверка ее достоверности; § принятие решения. Состояние Я – Взрослого формируется в течение всей жизни, но начало приходится на период развития логического мышления. Основное проявление В – рациональность поведения, разумность во всем. Руководство в своем поведении не эмоциями и желаниями (Ре), не нормами (Ро), а рациональностью, взвешенностью поступков, их обдуманностью, исходя из анализа ситуации. Поведение Взрослого похоже на работу компьютера: анализирует детские представления и Ро наставления + оценивает ситуацию ==> принимает решение (взрослая позиция). В – это посредник между 2-мя системами Я: Ро и Ре. Состояние Я – В наиболее ярко проявляется на вербальном уровне. Выражения: “Почему? ”, “Что? ”, “Когда? ”, “Где? ”, “Каким образом? ” и т.п. – как проявления познавательной активности, направленной на сбор необходимой для принятия решения информации. Высказывания типа: “Правда”, “Ложь”, “Вероятно”, “Я думаю”, “Мое мнение” являются отражением процесса оценки поступающей информации и самостоятельности решений. Сильные и слабые стороны состояний «Я»: Сильной стороной Ро поведения является уверенность в себе, защита и поддержка слабого. Слабая сторона – догматизм, косность, критичность, авторитаризм, навязывание своей позиции. Сильные стороны Ре – эмоциональность, жизнерадостность, искренность. Слабые стороны Ре – неуверенность в себе, несамостоятельность, постоянный поиск поддержки, сочувствия, беспомощность, доверчивость, зависимость безответственность, несдержанность. Сильная сторона В – разумность. Слабая сторона взрослого – чрезмерная рассудительность и малая эмоциональность. Это, прежде всего, интеллект. Таким образом. каждое состояние Я имеет свои сильные и слабые стороны, при этом все 3 аспекта личности (все состояния Я) чрезвычайно важны для функционирования и выживания. В каждом человеке представлены эти состояния Я: Ро совокупность устоявшихся стереотипов), Ре (эмоциональная часть каждой личности, суть стремления “Хочу! ”) и В (трезвый “весовщик”, соизмеряющий “хочу – нужно”): ● Ре – источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. ● Ро – педантичный, знающий, как надо себя вести, и склонный к поучениям. ● своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти 3 состояния Я переплетены самым сложным образом. В реальной ситуации общения и взаимодействия актуализируется одно из состояний Я, которое и определяет поведение человека в данной, конкретной ситуации. Вот почему одним из важнейших условий оптимизации общения Э.Берн считает умение определять и согласовывать свое состояние Я с состоянием Я партнера по общению. Важно научиться диагностировать, какое состояние Я отвечает за трансактную реакцию. Для этого обратимся к следующему разделу его теории. Трансактный анализ Цель анализа трансакций – вскрыть, какая часть личности (Ро, Ре, В) является источником каждого стимула и реакции. Доминирование (актуализация) одного из состояний Я всегда проявляется в особом “языке” слов, жестов и поступков. Анализ и самоанализ этих состояний может облегчить процесс общения. Мы все находимся в различных ситуациях и в различных состояниях Я. Задача ТА – научить людей правильно общаться, регулировать свое состояние Я. Каждая трансакция определяется тем состоянием Я, которое проявляется, актуализируется в данной ситуации. Анализ трансакций проводится на основе графических схем. Трансактный стимул обозначается “→ ”, трансактная реакция – “← ” (St< => R)
|