Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корпоративная социальная ответственность фирмы, виды и формы работы
Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) означает совокупный вклад бизнеса в устойчивое развитие общества. Под этим термином понимается создание любых экономических благ, контроль над отходами производства, забота о персонале, честная реклама, прозрачность, а также множество других показателей экономической, социальной и экологической результативности предприятия. Для России создание системы КСО - это новый этап в развитии делового сознания и философии ведения бизнеса. Однако для отечественного предпринимательства такой подход может заключать в себе угрозу необоснованных и неэффективных расходов на то, что не приносит реальной пользы ни предприятию, ни обществу и что, в конечном счете, может погубить на корню все начинания в этой области. По причине переходных процессов в экономике отечественным бизнесменам значительно сложнее " выживать", чем их коллегам в развитых странах, поэтому сегодня важно не допустить неэффективных действий в области КСО. В противном случае концепция социально-ответственных корпораций в России может стать легендой еще на долгие годы. В настоящее время происходит становление КСО в России. Сегодня настал наиболее благоприятный момент для компании перейти от разовых благотворительных проектов к созданию целостной системы взаимодействия с обществом в рамках социальной ответственности. Как показывает практика, большое число российских компаний в различных формах осуществляют социальную деятельность. Но представителям бизнеса важно понять и оценить, насколько эффективны выбранные формы, кто может стать полноправным партнером в их реализации, как определить приоритеты, вписывается ли эта деятельность в планы компании. В практике социально-ответственных компаний уже сложились некоторые определенные формы реализации социальной ответственности, выбор конкретных инструментов зависит от выбора самой корпорации. Рассмотрим корпоративную благотворительность как важную составляющую социально-ответственного бизнеса, поскольку именно она явилась первой и наиболее распространенной формой КСО. Именно эта форма социально-ответственной деятельности компаний ведет к созданию социальных программ, выходящих за рамки основной деятельности бизнеса и направленных непосредственно и в первую очередь на улучшение условий жизни окружающего сообщества. Остановимся подробнее на рассмотрении трех основных форм благотворительной помощи, используемых современными компаниями. 1. Наличные денежные пожертвования Компании могут предоставлять помощь непосредственно в денежной форме, в том числе через специально созданные при их поддержке благотворительные фонды. В рамках предоставления этой помощи могут быть использованы следующие инструменты. 1) Метод поддержки. В некоторых конкретных случаях компания в денежной форме поддерживает своих сотрудников. 2) Социальные инвестиции - другой пример наличных денежных пожертвований. Это форма финансовой помощи, которую компания выделяет на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества. 3) Денежные гранты - форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. 4) Эквивалентное финансирование - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления, некоммерческого сектора и иногда персонала компании. 5) Cause-related marketing (CRM) - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара / услуги на проведение социальных программ благотворительными некоммерческими организациями. 6) Стипендии. Распределяются на конкурсной основе. Эта форма финансовой помощи позволяют сочетать поддержку образования с возможностью растить кадры для собственной корпорации, а также развивать интересующие компанию направления науки. В рамках стипендиальных программ можно оказывать поддержку студентам, не только имеющим лучшие академические результаты, но и наделенным личными творческими способностями. 2. Помощь в натуральной форме Компании могут оказывать помощь местному сообществу в виде предоставления продукции или старого оборудования. Предоставление старого оборудования распространено во всем мире и среди самых различных компаний - частично благодаря тому, что при таких пожертвованиях компания не несет практически никаких затрат, ведь для нее стоимость списанных товаров равна нулю. В качестве примера помощи в натуральной форме как способа проявления социальной ответственности можно привести собственно помощь. Эта форма принимает самые разные модификации в зависимости от специализации компании. 3. Корпоративное волонтерство Другое название - делегирование сотрудников компании. Данный вид корпоративной благотворительности представляет собой добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников. Такое участие может быть только и исключительно добровольным и не должно входить в круг служебных обязанностей. Миллионы людей, которых компании нанимают на работу во всем мире, имеют отличное образование и обладают самыми разнообразными навыками. Именно они приносят компании успех, и время, которое эти люди уделяют добровольной работе, их знания и контакты представляют собой огромную ценность [4]. Помимо корпоративной благотворительности существует множество других форм реализации корпоративной социальной ответственности. Рассмотрим некоторые из них: 1) по отношению к персоналу. - социальные гарантии (социальный пакет); - пенсионное обеспечение; - охрана труда; - забота о здоровье персонала; - мотивационные схемы оплаты труда; - бонусные программы; - обучение и развитие; - развитие корпоративной культуры; - проведение корпоративных праздников и досуга; - наличие отлаженных каналов коммуникаций руководства компании с сотрудниками разных уровней; 2) по отношению к партнерам: - честная реклама; 3) по отношению к местному сообществу: - экологические программы; - безопасное производство; - контроль над отходами производства 4) по отношению к государству: - успешное ведение своего бизнеса, чтобы иметь достаточно материальных и финансовых ресурсов; - быть добросовестным налогоплательщиком; - в своей деятельности ориентироваться на отечественные высокие и наукоемкие технологии; - проводить патриотическую политику в области закупок, а также кадровую и сбытовую политику; 5) по отношению к обществу в целом: - такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их; - оптимизация использования ресурсов; - прозрачность деятельности и доступность информации о ее результатах. Формы корпоративной благотворительности вместе с другими программами можно разделить на две группы: формы КСО, направленные вовнутрь компании, и формы, направленные вовне. На рис. 2 приведена классификация форм корпоративной социальной ответственности. Таким образом, существует множество форм осуществления социальной деятельности компаний, направленных как вовнутрь компании, так и вовне: адресная и безадресная, в форме натуральных или денежных пожертвований, а также поведение компании как ответственного члена общества, партнера, работодателя, гражданина. Такое разнообразие форм дает возможность представителям бизнеса оценить, насколько эффективны выбранные социальные программы, кто может стать полноправным партнером в их реализации, как определить приоритеты, как эта деятельность согласуется с планами компании. Корпоративная социальная ответственность включает различные формы социальной деятельности, что позволяет компании реализовать себя в социальной сфере согласно концепции и принципам КСО. Подводя итоги, можно сказать, что с помощью форм КСО, направленных вовнутрь компании, могут быть значительно усилены некоторые составляющие внутренней среды организации: например, забота о сотрудниках усиливает кадровый потенциал компании, проведение корпоративных праздников и досуга и укрепление корпоративной культуры положительно влияет на организационный потенциал. Можно сделать вывод, что уровень социальной ответственности компании влияет на ее внутреннюю среду, оздоравливая ее. С другой стороны, " внешняя среда организации характеризуется совокупностью переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее управления" [1]. Значит, формы КСО, направленные вовне организации, влияют на ее внутреннюю среду. Особенно это актуально в настоящее время, поскольку " одной из важнейших проблем, стоящих перед современной организацией, является динамически возрастающая неопределенность внешней среды. Риск, который вносят в деятельность рыночного субъекта неучтенные изменения, приводит к более ощутимым, чем раньше, потерям для общества" [5]. Формы КСО, направленные вовне, несомненно, дают компании некоторые преимущества взаимодействия с внешней средой, что позволяет организации увереннее себя чувствовать в постоянно меняющихся условиях. Рекламные коммуникации в СМИ – Обидина Е.Ю.
|