![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественная, справочная.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ЗАРОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (V—IV вв. до н.э.) План: Традиционное и новое сознание Спартанская и афинская системы воспитания, Концепции человека и его воспитания в античной философии, Традиционное и новое сознание О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература — философская, методическая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики — системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов (1). Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, в оспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который: - ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; - одухотворял природу, - наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; - обладал полисным сознанием, - не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» — «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения. Активный и предприимчивый, человек: - всё более ощущал свои возможности и силы, - всё более полагался на себя: происходил процесс выделения личного сознания из полисного. Соответственно изменялись религиозные чувства, представления. Идеальные герои наделялись полубожественным-полуземным происхождением: - боги спускались с Олимпа, - вмешивались в жизнь людей, - не только судили и карали, - но и воодушевляли на подвиг, - даровали силы физические и интеллектуальные. Постепенно изменялось пантеистическое отношение к природе— она стала рассматриваться как область применения знаний и действия; формировалось ценностное, субъективное отношение человека к миру и самому себе (представления об истине, красоте, добре, свободе, справедливости и др.). Новые жизнесмыслы, обусловливавшие существование человека в социуме, придавали развитию материальной и духовной культуры динамизм, инновационный характер и, в конечном итоге, обеспечили особое положение Древней Греции в истории человеческой культуры и цивилизации. 2. Спартанская и афинская системы воспитания Наиболее отчётливо и результативно проявлялись новые установки общественного и индивидуального сознания в Афинах. Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине 1 тысячелетия до н.э. Афины становятся: - центром ремёсел и торговли, - прекраснейшим городом - с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, - театральными представлениями и - спортивными состязаниями, - публичными выступлениями философов и поэтов, - гимнастическими залами и - целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно-тускло жили и рабовладельцы и завоеванные ими пируэки и илоты-рабы.
|