![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование личности в образовательном процессе
Система профессионального обучения служит не только для передачи спец.знаний, но и для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. С годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания. Содержание учебно-профессиональной деятельности изменяется вместе с личностным ростом молодого специалиста. Учебно-профессиональная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого с целью развития, формирования его личности профессионала. Данная деятельность представляет собой совокупность следующих компонентов: 1) мотивационно – смыслового; 2) деятельностного; 3) оценочно-контрольного. Профессиональное становление личности основывается на идеях личностно ориентированного образования и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей будущего профессионала в единстве с усвоение з.у.н. Личностно - развивающее профессиональное образование ориентируется на формирование нового типа работника, для которого потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, в переходе от функционально – ролевого, частичного существования «на службе» к целостной жизнедеятельности личности в профессиональной сфере приобретает если не доминирующий, то, безусловно, значимый характер. Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия. Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы прав личности с целью ее развития. Акцентировать внимание на развитие профессионально важных качеств личности. Актуализация личностного саморазвития - это воспитание самостоятельности обучающихся, саморазвитие личности. Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления, проектирования и др. Интеллектуализация содержания профессионального образования – это содействие интеллектуально – творческой направленности личности путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств (насыщения содержания, формирование системы знаний, развитие способов мышления). Гуманитаризация содержания профессионального образования – это вычленение гуманитарного знания. Фундаментализация содержания образования – это ориентация профессионального образования на овладение глубинными, сущностными основами и взаимосвязями разнообразных явлений и процессов окружающего мира, и на радикальное развитие интеллектуального потенциала личности. Содержание и условия профессиональной деятельности всегда вероятны проблемы. Поэтому основной единицей содержания профессионального обучения выступает не «порция информации» или задача, решаемая по определенному образцу, а проблемная ситуация, предполагающая включение продуктивного мышления обучающегося. В профессиональном образовании развитие познавательных и профессиональных мотивов выступает центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста. Понятие, классификация, характеристика, специфика методов осуществления целостного педагогического процесса (ЦПП) в ДОУ и педагогическом колледже (училище). Взаимосвязь методов и методических приемов, условия их оптимального выбора. Необходимость комплексного использования методов осуществления ЦПП. Активные методы обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа. Стимулирование познавательной деятельности студентов педагогического колледжа на учебном занятии. Понятие метода. Метод о— это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. Известны сотни классификаций методов, и число попыток беспрерывно растет. Сущность и особенности наиболее обоснованных современных классификаций методов обучения. 1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них имеет свои модификации (способы выражения).
Эта классификация была и остается наиболее емкой, информативной, к тому же простой и очевидной. Они были и всегда останутся главными источниками обучения. Традиционная классификация одинаково хорошо сочетается со всеми теориями обучения. 2. Классификация методов по назначению (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: — приобретение знаний; — формирование умений и навыков; — применение знаний; — творческая деятельность; — закрепление; — проверка знаний, умений, навыков. Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой организации учебных занятий и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также упростить номенклатуру методов. 3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются методы; — объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); — репродуктивный; — проблемное изложение; — частично поисковый (эвристический); — исследовательский. Если, например, познавательная деятельность, организованная педагогом, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения. Данная классификация получила поддержку и распространение. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм. Игровые методы все больше проникают в учебный процесс. В дошкольной педагогике под методами обучения понимается система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи. В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. методы обучения по источнику информации и восприятия делятся на: 1 .Словесные - рассказ, беседа, чтение. Приемы –пояснение, указания, показ образца, объяснение, оценка. 2. наглядные – наблюдения-распознающий, репродуктивного характера, иллюстрации, демонстраций, ТСО. Прием – вопрос, сравнение, обобщение, показ способа действий, образца. 3. практические – упражнения-повторение ребенком умственных или практических действий, игровой метод-использование разных компонентов игровой деятельности в сочетании с приемами (прием-вопрос, указания, показ) элементарные –преобразование явления с целью выявления свойств объектов, связи и причин изменения (прием – поисковые действия), моделирование-процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях. методы обучения подразделить на следующие группы:
|