![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности студентов педколледжа (училища).
Учитывая то, что успешность процесса обучения во многом определяется достоверным информированием всех его участников об имеющихся достижениях, правильности избранной дидактической стратегии в качестве важнейшего показателя пригодности того или иного средства учебного контроля, особо следует выделить его независимость от влияния на результаты оценки посторонних, случайных или преднамеренных факторов искажения. В связи с этим закономерно возникает вопрос об использовании в педагогической практике наряду с традиционными видами учебного контроля других более объективных методов дидактической диагностики, предусматривающих измерение, независимое от личностных и профессиональных качеств педагогов, а также количественное исчисление исследуемых признаков, производимое в одинаковых условиях и основанное на единых критериях. Нестандартные приемы проверки и оценки знаний: 1. тихий опрос (преподаватель за впемя самостоят работы вызывает к столу 1- 2 учащихся и беседует по содержанию ранее пройденного материала, совершенствует проверку д/з) 2. самоконтроль - на доске вывешивается 3 плаката включающие в себя задания разделенное на 3 уровня: 1 уровень-простой; 2 уровень-несколько усложненый; 3уровень-сложный. 2.плакат содержит 3 уровня ячеек одноименных............... 3. взаимоконтроль (в группе 3 ряда) первому ряду дается задание, выполнив его ученики оценивают свою работу и передают на 2 стол 25. Сущность, признаки, содержание, структура воспитательной системы. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия. Характеристика воспитательной системы ДОУ и педколледжа. Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми. Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка. Черты воспитательной системы: а ) Воспитательная система- это система социальная. Само появление воспитательной системы обусловлено общественной потребностью в создании у человека способностей жить и работать в социуме, действовать на пользу себе и обществу в целом. б) Воспитательная система- это система педагогическая. Формирование у учащихся системы научных знаний о природе, обществе, человеке, овладение приемами и способами основных видов человеческой деятельности, развитие способностей, склонностей и таланта, стремление к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации- есть задача педагогического коллектива, в котором создана благоприятная среда для жизнедеятельности детей и взрослых. в) Воспитательная система- это система ценностно-ориентированная. Для воспитательной системы гуманистического типа характерны следующие признаки: -цели воспитательной системы личностно значимы как для взрослых, так и для детей; -отношения строятся на основе уважения, доверия и доброжелательности; -взрослые и дети чувствуют чувство защищенности, комфортности, удовлетворенности жизнедеятельностью школы. г) Воспитательная система- это система целостная. Воспитательная система состоит из компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяют ей функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами. д) Воспитательная система- это система открытая. Воспитательная система имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, до некоторой степени приспосабливаясь к ней, но не нарушая своей сущности и целостности, в то же время сама изменяет и совершенствует внешнюю среду. е) Воспитательная система- это система целенаправленная. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора, так как она является главным ориентиром в жизнедеятельности системы. ж) Воспитательная система- это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, качественной сложностью самой системы. Прогноз будущего сложных систем носит вероятностный характер. з) Воспитательная система- это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Основные источники и резервы развития и успешного функционирования воспитательной системы находятся внутри системы, а не за ее пределами. Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах. Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности). По типу организации воспитательные системы делятся на: А) авторитарные, Б) гуманистические. Признаки гуманистической воспитательной системы: 1) здоровый образ жизни, 2) преобладание позитивных ценностных ориентаций, 3) атмосфера взаимопомощи, 4) разрешение конфликтов внутренними силами, 5) взаимодействие с окружающей средой. Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности; Содержание воспитательной сист емы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры. Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов; Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга). Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа. Ø Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы. Ø Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности. Ø Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса - в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Воспитательная система в ДОУ Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. ЦЕЛЬ: Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. 2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт). Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. 3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы. Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса: 1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды. 2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители). 3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый – слушатель». Воспитательная система в ДПУ. Цели и задачи воспитательной работы в педучилище. 1. Целевой установкой в системе воспитательной работы в педучилище, колледже является подготовка специалистов новой формации, продолжается лучшие традиции отечественной интеллигенции, способного внести свой самобытный вклад в определение духовного кризиса в обществе, достичь гражданского согласия и создания предпосылок для процветания демократической России и многонациональной РТ. 2. К целям воспитательной работы в педучилище на современном этапе развития общества по формированию и становлению личности будущего дошкольного воспитателя относятся: 1. утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей 2.расширение мировоззрения будущего специалиста в области образования и воспитания 3.развитие творчества мышления 4.приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры. 5.овладение коммуникационными основами. 6.обеспечение образовательного и этического уровня 7. усиление воспитания личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересами развития личности, общества. 8.воспитание подлинных патриотов Родины 3. Для достижения этих целей в системе учебно-воспитательного процесса педучилища необходимо решение следующих задач: 1.морально-нравственное и этическое воспитание учащихся 2.обеспечение тесной взаимосвязи воспитателей работы с учебной и создание единого пед.процесса. 3.создание эффективной системы внеучебной воспитательной работы 4.осуществление системы мероприятии по обеспечению действенности всех видов воспитат.раб. на всех уровнях. И т.д. принципы воспитания - целенаправленности - связи воспитания с жизнью, с практикой, с трудом. - научность содержания воспитания - доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей - индивидуальный подход - систематичности и последовательности в воспитании - ориентации на ценностные отношения - субъективности, вытекающей из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания - принятие учащегося таким, какой он есть - наглядности - комплексного подхода - параллельного действия - опора на положительное. 26. Цели, задачи современного воспитания учащейся молодежи. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Сущность личности в гума нистической концепции воспитания. Современные концепции воспитания Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин. Воспитательная работа— это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы образовательного учреждения. Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания обучающихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического целостного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса. Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи определяет: - подходы к процессу воспитания, - основные направления воспитания, - систему на основе программ воспитания. Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачи: - формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; - подготовка к самостоятельной жизни и труду; - формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; - овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; - формирование культуры семейных отношений; - создание условий для социализации и самореализации личности. Основные требования к организации воспитания: - обеспечение качества воспитания; - соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; - системность и единство педагогических требований; - реализация личностно ориентированного подхода; - создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; - преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; - профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; - педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив. Тенденции и принципы гуманистического воспитания Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на " зону ближайшего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов. Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие: а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации; в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей; г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности; е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты. Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России.
|