![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация методов обучения.
Наименование (номенклатура) и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке: - по источникам знаний — Е. И. Перовский, Е. Я. Голант и др.: • наглядные (демонстрация, экскурсия); • словесные (слово педагога, беседа. работа с книгой); • практические упражнения, творческие работы (лабораторные, графические). - по характеру учебно — познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом — И. А.Лернер, М. Н. Скаткин: • объяснительно - иллюстративные или информационно — рецептивные (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и т. д.); • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму); • проблемное изложение изучаемого материала; • частично — поисковый метод; • исследовательский метод (учащиеся самостоятельно изучают материал, решают познавательную задачу). Все многообразие методов подразделяют на 3 основные группы: 1. Методы организации и осуществления учебно — познавательной деятельности. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно — познавательной деятельности. З. Методы контроля за эффективностью учебно — познавательной деятельности. Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация М. А. Данилова и Б. Н.Есипова: Ø Методы приобретения новых знаний; Ø Методы формирования умений и навыков и применения новых знаний на практике; Ø Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Учебное занятие как динамическая система. Занятие в ДОУ, урок в педагогическом колледже (училище)- ведущие формы организации обучения, их характеристика и специфика. Типизация занятий и уроков. Методика подготовки и технология проведения учебных занятий различного вида в ДОУ и педагогическом колледже. Оптимизация учебного занятия в педагогическом колледже (училище). Занятие - это форма организации обучения в детском саду, обязательная для всех дошкольников. Для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Содержание учебного материала постепенно усложняется. Занятия в дет.саду имеют большое значение для подготовки детей к школе. Дети овладевают на них навыками учебной деятельности, становятся более собранными, организованными. У них развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям. При систематическом обучении формируются познавательные интересы. Роль занятия: 1. Овладевание навыками учебной деятельности 2. формирование умственной активности, организованности, дисциплинированости 3. развитие психических процессов 4. формирование познавательных интересов 5. развитие устойчивого внимания, умение работать в коллективе Характерные особенности занятия: 1. активная руководящая роль воспитателя, деят-ть в ходе которой закрепляются полученные знания овладение разнообразными умениями и навыками 2. занятие проводится по заранее определенной программой содержанию, предусмотренной Программой восп. и обуч. 3. закрепление определенного места в режиме дня 4. установлена определенная продолжительность занятия 5. плановость занятия 6. разнообразные методы и приемы 7. занятия строятся на основе принципов дидактики Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) Урок – это основная форма обучения в дошкольном педучилище. Теоретическое обучение осуществляется на уроках, научно-теоретических конференциях, экскурсиях. Практическое обучение требует применения иных организационных форм – практических занятиях в лабораториях, учебных мастерских, на сель.хоз.участке, осуществляется на педпрактике, в процессе общественно полезного труда. В преподавании психологии, педагогики и частных методик в педучилище имеют место уроки, различные по своему содержанию, структуре и методикам. Рекомендуемая ниже классификация, заимствованная из школьной дидактики, ни в коей мере не претендует на единственную возможную. В ее основу положены учебно-воспитательные задачи, в соответствии с которыми определены следующие типы уроков: 1. вводный 2. сообщение новых знаний 3. школьного типа или комбинированный 4. закрепление и применение знаний 5. контрольно-учетный 6. обобщения и систематизация знаний 7. семинарское занятие 8. практическое занятие. Кроме того, в практике педучилищ применяются кино-уроки, проблемные уроки, уроки-викторины, уроки - КВН и тд. В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие имеют вспомогательное значение или вовсе отступают. Возникают особенности в построении различных типов урока. Вводный урок проводится с целью подготовить учащихся к изучению нового предмета или раздела курса, заинтересовать их. На этом уроке преподаватель выявляет общине представления учащихся о предмете, знакомит с основным содержанием учебного материала, его значением для будущей практической деятельности, сообщает литературу, дает характеристику методов изучения, а также наиболее важных практических работ и тд. На таком уроке целесообразно использовать фронтальную беседу, рассказ – объяснение, демонстрацию учебно-наглядных пособий. Урок школьного типа или комбинированный. Его цель – на основе закрепления и проверки пройденного материала объяснить содержание новой темы. Причина наиболее частого проведения уроков данного типа заключается в том что они дают возможность решить разнообразные задания: проконтролировать знания, объяснить новый материал, проверить правильность его восприятия и понимания, организовать применение вновь полученных знаний при выполнении практических заданий. Педагог должен разнообразить структуру урока, виды, формы и приемы работы, чтобы повысить эффективность каждого занятия. Урок закрепления и применения знаний имеет целью привести в систему и закрепить пройденный материал, а также научить учащихся применять полученные знания при выполнении практических заданий. Особенно значительна роль уроков данного типа в приобретении профессиональных умений. Основные формы и методы работы - фронтальный и индивидуальный опрос, показ приемов работы, самостоятельная работа учащихся Цель контрольно-учетного урока – проверка прочности и глубины усвоения пройденного материала, качества полученных зун. После изучения отдельных разделов программы преподаватель комплексно проверяет зун, усвоенные в течение определенного периода. Иногда такую проверку называют тематическим учетом знаний. Формы и методы работы с учащимися – выполнение письменных и контрольных работ, написание ТВ. сочинений, работа с карточками, практическим материалом. Урок обобщения и систематизации знаний – позволяет привести в систему знания по пройденным разделам, темам, частям курса. Уроки этого типа проводятся периодически. Они имеют особое значение в выработке у учащихся системы глубоких и осознанных знаний. На повторительно – обобщающем уроке обычно используются фронтальная беседа. В данном уроке можно выделить следующие структурные звенья: Целью семинарского занятия является углубление теоретическ5их знаний учащихся, привитие им навыков умственного труда, а также теоретическое обобщение практики дет.садов. На семинарских занятиях учащиеся изучают труды исследователей, выступают с сообщениями и тд. Форма работы – беседа по заранее предложенным вопросам и сообщения учащихся по подготовленным докладам, рефератам, рецензиям на книги и статьи. Уроки – практические занятия по спец. предметам способствуют выработке умений и навыков, более глубокому практическому осознанию учебного материала. Приобретаемые умения и навыки можно подразделить на двигательно-моторные, ручные, овладение речью, организационно-пед. Значительно место в содержании и методике проведения практических занятий должно отводиться анализу и составлению пед. документации, изготовлению дидактических пособий, игрушек, настольно-печатных игр и тд. Уроки – лекции посвящаются, главным образом, работе над новым материалом, когда изучается довольно объемистый материал. организация учащихся к занятиям При проведении этих уроков используется метод рассказа – объяснения в сочетании с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий. Уроки – конференции. Их цель – активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Обычно такие уроки проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к уроку – конференции, учащиеся изучают рекомендованную литературу, ищут ответы на поставленные вопросы и вырабатывают по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся пол изучаемой теме служит основной дискуссии и побуждает их к активному участию в конференцию иногда подобные уроки могут приобретать форму диспутов.
|