Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика конкурентного порядка
1.4. Основные законы о конкуренции. В основе антимонопольного законодательства США лежит Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г. Закон Шермана 1890 г., первый по времени принятия антитрестовский закон, запрещает " неразумные ограничения в торговле", попытки установить монополию на рынке, а также злоупотребление монопольной властью. Закон Клейтона 1914 г. касается сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг в связи со слиянием и приобретением компаний, запрещает слияние и приобретение предприятий (акций корпораций) на рынке, если в результате этого произойдет ослабление конкуренции и проявится тенденция установлению монополии на рынке. Закон о Федеральной торговой комиссии (РТС) 1914 г. определяет статус регулирующего органа, методы пресечения недобросовестной конкуренции. Предусматривает, что недобросовестная конкуренция и действия, вводящие в заблуждение, являются незаконными методами конкурентной борьбы. Действие Закона Шермана, Закона Клейтона и Закона о Федеральной торговой комиссии дополняется действием других законов, составляющих часть антитрестовского законодательства. Так, Закон о совершенствовании антитрестовского законодательства, известный как Закон Харта-Скотта-Родино, ввел процедуру предварительного уведомления антимонопольного органа для случаев слияния компаний на рынке. К антитрестовскому законодательству следует также отнести нормативные акты, предусматривающие исключения из общих правил антитрестовского законодательства (своего рода " естественные монополии"), а также нормативные акты, принимаемые на уровне ведомственного регулирования и преследующие цель объяснить участником рынка порядок применения антитрестовского законодательства. Основу антитрестовского законодательства США составляют закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), и постановление Федеральной комиссии по торговле США (1914 г.). Закон Шермана запрещает любой сговор, направленный на ограничение торговли и монополизации отрасли. Закон Клейтона ограничивает любые действия, нацеленные на осуществление ценовой дискриминации, комплексных контрактов и эксклюзивных контрактов, а также слияний и поглощений, ведущих за собой значительное уменьшение конкуренции. Наконец, постановления Федеральной комиссии по торговле в основном направлены на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей в заблуждение, а также против нечестных методов конкуренции. Кроме того, именно этой комиссией проводились важнейшие исследования рыночной структуры промышленности США. Когда в 1980 г. появился закон Шермана, он был принят практически без обсуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты, и только она является альтернативой монополии. Со временем антитрестовское законодательство США и его практическое применение претерпели значительные изменения. Выделяются основные этапы этих изменений. 1890-1902. Принятие закона Шермана. Ориентация на ограничение уровня рыночной концентрации как фактора монополизации экономики. 1903-1911. Появление " правила разумного подхода", которое устанавливало виновность компании не по степени контроля над рынком, а по характеру ее поведения. Это правило возникло по ходу процесса над " Стандард ойл компани оф Нью-Джерси" и " Америкэн тобэкко компани", которые обвинялись в нарушении закона Шермана. Им было предписано провести реорганизацию: преобразить свои компании в несколько менее крупных фирм. 1912-1937. Правило разумного подхода стало основным в антитрестовской политике. Более того, в период, последовавший за Великой депрессией 1929-1933 гг., стали применяться меры по защите компаний от " чрезмерной" конкуренции. Во избежание войны цен и во имя " честной" конкуренции государство стало устанавливать минимальные цены на продукцию. 1938-1945. Проведение ряда громких процессов, важнейшим из которых был процесс по делу компании " АЛКОА ", контролировавшей около 90% рынка алюминия. Характерно, что компания " АЛКОА " была признана виновной не потому, что злоупотребляла своим монопольным положением, а именно в силу колоссальной рыночной концентрации, т. е. Правило разумного подхода на определенное время потеряло свою актуальность. 1945-1970. После второй мировой войны интерес к антитрестовской политике значительно упал. Этому способствовали драматические исторические события - вторая мировая война в Корее. Оживление государственного регулирования в этой области началось в середине 50-х годов. В дальнейшем, в периоды президентства Эйзенхауэра, а затем Кеннеди и Джонсона, подобная политика проводилась весьма активно. 1971-1980. Вновь стал осуждаться не сам захват большей части рынка, а лишь нечестные методы, которые использовала компания для достижения своей цели. Примечателен в этом отношении иск к компании " Истмэн кодак" со стороны более мелких фирм, выпускавших кино- и фотопленку. Компания была признана судом невиновной в захвате большей части рынка, поскольку действовала честно, опираясь лишь на принципиально новые изобретения в этой области. 1981-настоящее время. Приоритетным направлением стала защита потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности производства и динамики потребительских цен. Возобладал подход, что важны не уровень рыночной концентрации и не размеры корпорации сами по себе, а их последствия для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление большого числа мелких фирм - благо для потребителей. Как следствие этого - государство стало более терпимым в отношении слияний и поглощений крупных корпораций. В то же самое время была признана неэффективность регулирования естественной монополии. Закон Шермана рассматривает действия по установлению монопольного положения на рынке как мисдиминор, т.е. действия, влекущие уголовную ответственность. Инициатива в возбуждении расследования по факту монополизации рынка или совершения действий, направленных на приобретение и сохранение монопольного положения на рынке, принадлежит Федеральной торговой комиссии. Основанием может быть информация, полученная любым способом, в том числе и из периодической печати, а также заявление лица в Федеральную торговую комиссию. Принятие решения о возбуждении расследования принимается большинством членов комиссии. Принятию решения может предшествовать обращение к экспертам в порядке предварительной процедуры. По завершении расследования Федеральная торговая комиссия составляет доклад, который передается в специальный орган для выработки рекомендаций о мерах, подлежащих принятию. Для принятия мер по устранению нарушений применяется судебный порядок. Федеральная торговая комиссия обращается с иском в суд. В основании иска лежит зашита публичного интереса в результате недобросовестной конкуренции конкретного лица. Если в исковом заявлении Федеральной торговой комиссии не будет сформулировано требование защиты публичного интереса, суд вправе отказать в принятии иска. Сторона, против которой вынесено судебное решение, должна в течение определенного срока представить в Комиссию отчет о принятых ею мерах по исполнению судебного решения. Если решение суда не исполняется, Федеральная комиссия вправе обратиться в суд соответствующего округа с апелляцией. Приказы, издаваемые Федеральной торговой комиссией, всегда подлежат исполнению путем принятия судебного решения. Это послужило поводом назвать исковые заявления Федеральной комиссии как " заявления об исполнении решения Федеральной торговой комиссии". При регулировании внешнеэкономических отношений на основе политики конкуренции применяется процедура принятия решения органом управления, аналогичная процедуре, предусматриваемой антимонопольным законодательством. Так, Закон о конкуренции и торговле США 1988 г. предусматривает процедуру принятия решения Президентом США при установлении монополии путем приобретения иностранным лицом преимущественной доли участия в американской компании. Статья 5021 этого Закона включает правила проведения расследования Президентом США случаев, когда к иностранным лицам переходит контроль деятельности национальной компании. Решение о необходимости проведения расследования принимается Президентом США или лицом, уполномоченным Президентом (Комитет по иностранным инвестициям Министерства финансов США), после получения письменного извещения от заинтересованного лица о факте слияния, поглощения или приобретения компании, составляющем угрозу для национальной безопасности (ст. 5021 Закона 1988 г.). Президенту США, уполномоченному органу предоставляется право принимать меры и приостанавливать действия по слиянию, поглощению или приобретению компаний лицом, занятым в торговле между штатами США, или иностранным лицом (ч. А ст. 5201). Мерами, принимаемыми Президентом США в случае действительной угрозы национальной безопасности, являются запрещение совершения соответствующих действий или возврат к прежнему состоянию. Проект решения, принятого Президентом США, направляется Генеральному прокурору для последующего рассмотрения и принятия соответствующего судебного решения, (ч. С. ст. 5201). Президент США реализует свои полномочия в указанной области при условии, если для него будут очевидными следующие обстоятельства: контроль иностранных лиц над американской компанией в результате совершаемых на рынке действий может создать угрозу национальной безопасности. Никакие другие законодательные акты США не обеспечивают защиты национальной безопасности (ч. О ст. 5021). При принятии Президентом США решения о проведении расследования принимается во внимание обеспеченность национального производства людскими ресурсами, сырьем и технологией (ч. Е ст. 5201). После принятия решения о мерах пресечения действий, направленных на слияние, поглощение и приобретение компаний, Президент должен представить в секретариат Сената и в административный аппарат Палаты представителей письменный отчет о своих действиях в отношении предполагаемого слияния, поглощения или приобретения компаний. Отчет Президента должен содержать подробное изложение итогов расследования, о котором говорится в ч. А ст. 5201 Закона 1988 г. В США контроль соблюдения положений антитрестовского законодательства осуществляют Федеральная торговая комиссия США и Департамент антитрестовского законодательства Министерства юстиции США. Федеральная торговая комиссия США. Состоит из пяти человек, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом. Срок действия полномочий членов Комиссии - семь лет. Председатель Комиссии назначается из числа членов Комиссии Президентом США. В составе Комиссии выделяются три подразделения, специализирующиеся на общих вопросах конкуренции, экономических проблемах конкуренции, проблемах зашиты прав потребителей, руководимых дирекцией. За исполнение антитрестовского законодательства непосредственно отвечают два подразделения (конкуренции и экономических проблем). Федеральной торговой комиссии подчинены 10 региональных подразделений. Как регулирующий орган Федеральная торговая комиссия выступает одновременно и в качестве стороны в процессе, и в качестве государственного органа. Как сторона в процессе Комиссия ведет расследование и по результатам расследования фактов недобросовестной конкуренции обращается в судебные органы с иском о защите публичных интересов. Как государственный орган Комиссия выступает в случае возбуждения ею административной процедуры против лиц и организаций, чье поведение рассматривается как нарушение конкуренции. Издание Комиссией приказа о прекращении или воздержании от нарушения является завершением административной процедуры рассмотрения нарушения конкуренции. Федеральная комиссия вправе обращаться в суды гражданской юрисдикции с ходатайством о вынесении решения в форме запрета, если лицо, против которого было принято решение административным судом, не исполняет его решение. Сторона, против которой вынесено судебное решение, может обращаться с апелляцией в федеральный суд второй инстанции. Департамент антитрестовского законодательства Министерства юстиции США Департамент возглавляется помощником Генерального прокурора США, назначаемым Президентом США с одобрения Сената. Пять заместителей помощника прокурора ведают вопросами исполнения решений по слияниям компаний на рынке, по уголовным и гражданским делам, апелляциям, вопросами международного сотрудничества, экономического анализа. Пятнадцать отделов и семь региональных подразделений Департамента антитрестовского законодательства проводят расследования слияний компаний, участвуют в гражданских процессах, осуществляют контроль за исполнением антитрестовского законодательства американскими компаниями, осуществляющими деятельность за рубежом. По результатам расследований, проводимых Департаментом антитрестовского законодательства, сторона, обвиняемая в нарушении, соглашается устранить нарушение. Данное соглашение должно получить подтверждение в решении суда, вынесенного в защиту публичного интереса. Уголовное расследование проводится в случаях такого " неразумного ограничения торговли", как, например, фиксирование цен, установление спекулятивных цен на торгах, раздел территории и пр. Департамент, как и Министерство юстиции США в целом, выполняет функции, аналогичные российской прокуратуре.
Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России. В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба. В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность - 94%, черная металлургия - 83%, машиностроение и металлообработка - 845, т.е. в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами. " Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований" *. Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести не о защите конкуренции, а о ее воссоздании. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство. Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды. Такое законодательство начало создаваться с принятием в 1991 г. Закона " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот Закон много раз подвергался изменениям, что отражало изменения рыночной среды. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы " О естественных монополиях" и " О рекламе". Наконец, в 1999 г. принят Закон " О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Все эти законы взаимосвязаны по сфере регулируемых отношений. Они приводятся в исполнение, как правило, одними и теми же государственными органами - федеральным органом исполнительной власти, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными органами. Многие понятия, используемые в Законе " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" как законе основополагающем, применяются и в иных законах, так или иначе регулирующих конкурентные отношения. Все законы имеют общую цель - регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и контроля соблюдения законодательства, осуществление контроля концентрации капитала. Совокупность упомянутых законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня обычно именуют законодательством о конкуренции или конкурентным законодательством Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, зашита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное или конкурентное право.
|