Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон «О государ­ственном прогнозировании и программах социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь






В нашей республике в соответствии с Законом «О государ­ственном прогнозировании и программах социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь программирование выступает как основная форма государственного регулирова­ния экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межго­сударственным проблемам.

Среднесрочная программа социально-экономического раз­вития Республики Беларусь является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития рес­публики и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения.

Примерами программ, имеющих государственное и межго­сударственное значение, могут служить: Программа повыше­ния эффективности АПК на 2000-2005 гг., Национальная про­грамма развития экспорта на 2000-2005 гг., Программа дей­ствий Республики Беларусь и Российской Федерации по реа­лизации положений Договора о создании Союзного государ­ства и др.).

В 1997 году в республике для повышения значимости и статуса программ как формы государственного регулирования Указом Президента Республики Беларусь был введен инсти­тут президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.).

Практика показала, что в современных условиях програм­мирование стало важнейшим инструментом решения страте­гических, масштабных, а также тактических ключевых про­блем социально-экономического развития страны.

Государственное прогнозирование и программирование со­циально-экономического развития Республики Беларусь реа­лизуется через систему государственных прогнозов и программ (рис. 4.2), которая включает:

Национальную стратегию устойчивого развития респуб­лики (15 лет);

прогноз социально-экономического развития на долго­срочную перспективу (10 лет);

программу социально-экономического развития респуб­лики на среднесрочную перспективу (5 лет);

прогноз социально-экономического развития на крат­косрочную перспективу (1 год).

Первые два документа охватывают долгосрочную перспек­тиву развития экономики республики. Их разработку, методи­ческое руководство и координацию работ осуществляет меж­ведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республи­ки Беларусь.

Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого раз­вития Республики Беларусь (НСУР), которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с полови­ной года до начала прогнозируемого периода. Главная цель На-циональной стратегии - стабильное социально-экономическое развитие страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного по­тенциала, при учете интересов других государств.

Национальная стратегия устойчивого развития Рес­публики Беларусь - это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых опре­деляются направления эффективного использования демог­рафического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Стратегия предусматривает с учетом национальных осо­бенностей поэтапное движение к обществу постиндустриаль­ного типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирова­ния нового технологического способа производства и много­укладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономи­ки, ее важнейших сфер и видов деятельности.

Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономи­ческого развития республики с учетом внешних и внутрен­них факторов, тенденций мирового развития и служат исход­ным материалом для разработки концепции НСУР.

Концепцию НСУР вместе с необходимым исходным мате­риалом Министерство экономики направляет в органы госу­дарственного управления (министерства, комитеты, другие орга­ны государственного управления, облисполкомы, Минский го­рисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариан­тов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-лет­ний период.

На основе предусмотренных вариантов прогнозов разра­батывается проект НСУР, который Министерство экономики

представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.

После одобрения Правительством НСУР подлежит опуб­ликованию.

Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбив­кой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономи­ческого развития республики в каждой пятилетке:

2001-2005 гг. - этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;

2006-2010 гг. - этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем вне­дрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберега­ющих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;

2011-2015 гг. - начальный период устойчивого экономи­ческого развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

№22 Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования

Экономический анализ исходного уровня, состояния объекта в прошлом и настоящем является важнейшим элементом логики планирования и прогнозирования. Он позволяет рас­крыть сущность объекта (процесса, явления), определить зако­номерности его изменения в прошлом, в планируемом и про­гнозируемом периодах, всесторонне оценить возможности раз­вития объекта для достижения поставленных целей. Анализ должен соответствовать целям, задачам, условиям и тре­бованиям планирования и прогнозирования и выступать как система их аналитического обеспечения, как инстру­мент подготовки управленческих решений.

Если рассматривать прогнозирование как научную осно­ву для принятия управленческого решения, то полный цикл процесса прогнозирования проходит три результативные стадии: ретроспекции, диагноза и проспекции (прогноза). Ретроспекция — исследование истории развития объекта про­гнозирования в целях его систематизированного описания. На этой стадии выявляются все источники информации, осу­ществляются сбор, хранение и обработка информации, необ­ходимой для прогнозирования, оптимизация ее состава и ме­тодов измерения и представления, уточняются и окончательно формируются структура и состав объекта прогнозирования. На стадии диагноза исследуется систематизированное опи­сание объекта с целью выявления тенденций его развития, выбора моделей и методов прогнозирования. Важнейшей со­ставляющей данного этапа является анализ, который и пре­допределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозиро­вания. На третьей стадии - проспекции - разрабатывается прогноз объекта, проводится оценка его достоверности, точ­ности и обоснованности.

Из-за инертности социально-экономических процессов по роли и значимости первые две стадии не уступают третьей. Они позволяют оценить пути и направления развития объекта, выявить его узкие места в анализируемом периоде, определить преобладающие и устойчивые тенденции (закономерности) раз­вития. Они служат методологической базой для формирова­ния гипотез будущего развития объекта. Но при этом инерт­ность не означает, что в будущем будут жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объек­та. Она в большей мере проявляется во взаимосвязях, опреде­ляющих механизм формирования объекта.

Сущность анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, уста­навливаются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

При разработке прогноза выделяют главные цели анализа объекта:

оценка состояния и результатов развития объекта;

получение исходной информации для прогнозирования.

Характерные особенности анализа: использование систе­мы показателей, всесторонне характеризующих объект, изуче­ние причин изменения этих показателей, выявление и измере­ние взаимосвязей между ними. Причинно-следственные связи в анализе изучаются способом логической индукции и дедук­ции. В первом случае изучение показателей ведется от част­ного к общему, во втором - от общего к частному.

Принципиальная схема проведения экономического анализа включает следующие элементы:

постановку целей и задач анализа;

составление плана аналитической работы;

подготовку источников информации для анализа (определение перечня необходимой информации, проверка ее достоверности);

изучение и аналитическую обработку экономической информации (установление причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов);

обобщение и оформление результатов анализа.

При анализе объекта прогнозирования должен соблюдать­ся принцип системности, позволяющий рассматривать объект в целом и выделять его составляющие. Так, народное хозяй­ство как объект прогнозирования можно рассматривать в це­лом и выделять составляющие: сферы, регионы, отрасли и т.д. Можно анализировать развитие народного хозяйства через ком­плексное изучение темпов развития, народнохозяйственные пропорции, структуру общественного производства, межотрас­левые пропорции. Может даваться оценка использования тру­дового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Осо­бую значимость необходимо придавать выявлению тенденции изменения важнейших показателей эффективности производ­ства, характеризующих качество экономического роста (мате­риалоемкость, энергоемкость, фондоотдача, производительность труда).

Приведенные примеры показывают, что в процессе анали­за могут использоваться следующие подходы: объектный, фун­кциональный, объектно-функциональный.

Объектный предполагает выделение определенных подси­стем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из них может быть рассмотрен как самостоятельный объект прогнозирования соответствующего уровня иерархии. Этот подход приемлем для объектов количественно сложной структуры при относительной простоте его составляющих (пер­вичных объектов).

При функциональном подходе за основу структурного де­ления объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется, когда число первичных объектов, составляю­щих объект прогнозирования, невелико, но они являются весь­ма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям.

Иногда используется объектно-функциональный подход, или смешанный, содержащий в себе элементы первых двух подходов.

В процессе экономического анализа применяются различ­ные способы и приемы: сравнения, группировки, индексный метод, метод прямого счета и другие. Наиболее важный и рас­пространенный способ анализа - сравнение. Как правило, с него как рабочего приема познания любого явления начинается анализ. Есть несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со сред­ними данными. Например, при оценке выполнения государ­ственного плана применяется сравнение фактических показа­телей с плановыми. Выявленные отклонения, в свою очередь, являются объектом дальнейшего анализа, при этом устанав­ливаются их причины, оценивается качество планирования.

При экономических исследованиях широко используется группировка. Она позволяет изучить экономические явления и процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить зако­номерности и тенденции, свойственные этим явлениям и про­цессам. Значение метода группировок в аналитической работе возрастает в связи с совершенствованием системы регулирова­ния социальных и экономических процессов, созданием про­мышленных объединений, агропромышленных комплексов, тер­риториально-производственных образований, свободных эконо­мических зон и т.д. Данный метод предполагает использова­ние различных группировок: типологических, структурных, аналитических.

Индексный метод основывается на относительных показа­телях, выражающих отношение уровня явления к его уровню в прошлом или к уровню аналогичного явления, принятому за базовый. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизме­ряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние различных факторов на изучаемый показатель (явление, процесс).

В процессе анализа применяются и другие приемы и мето­ды - прямого счета, опроса, наблюдений и т.д. Наиболее важ­ными и эффективными в совокупности методов экономическо­го анализа являются экономико-математические методы. Они существенно сокращают сроки проведения анализа, обеспечи­вают более полный охват влияния факторов на результаты экономического развития, заменяют приближенные и упрощен­ные расчеты точными вычислениями, позволяют решать но­вые многомерные задачи анализа, которые практически невы­полнимы традиционными методами, и повышают научный уро­вень исследований в целом.

Анализ объекта (процесса, явления) присутствует на всех стадиях планирования, прогнозирования и регулирования эко­номики. В самом общем виде место анализа в прогнозирова­нии представлено на рис 5.1. Анализ неразрывно связан с синтезом, они составляют еди­ное методологическое целое. Анализ является началом изуче­ния объекта, затем следует синтез. Если в процессе анализа объект разделяется на составляющие его элементы, то синтез объединяет их в единое целое. При этом синтез нельзя рас­сматривать как простое суммирование элементов. Синтез по­зволяет по-новому представить объект - как взаимодействие элементов, образующих единое целое.

Анализ и синтез широко применяются при планировании и прогнозировании, при решении проблем социально-эконо­мического развития государства.

 

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Классификация методов прогнозирования и планирования

Прогнозирование и планирование экономики является сложным многоступенчатым процессом, который охватывает большой круг вопросов: социально-экономических, научно-технических, организационно-управленческих, инфраструктурных и т.д. Для быстрой ориентации и удобства использования они по различным критериям объединяются в группы. Так, по информационному обеспечению методы прогнозирования делятся на интуитивные, формализованные и комбинированные. По степени обоснования прогнозы бывают: поисковые(исследовательские), оценивающие перспективные тенденции развития экономики и нормативные, связанные с выявлением путей и сроков достижения желаемого состояния. По аппарату исследования: экстраполяции, интерполяции, корреляции, регрессии, интервью, генерации идей и др.

По степени обоснования планового решения: нормативный метод, балансовый, программно-целевой. Каждый из методов предполагает последовательную реализацию этапов исследования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал