Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь
В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам. Среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Беларусь является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития республики и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения. Примерами программ, имеющих государственное и межгосударственное значение, могут служить: Программа повышения эффективности АПК на 2000-2005 гг., Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 гг., Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства и др.). В 1997 году в республике для повышения значимости и статуса программ как формы государственного регулирования Указом Президента Республики Беларусь был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.). Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (рис. 4.2), которая включает: Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет); прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет); программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет); прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год). Первые два документа охватывают долгосрочную перспективу развития экономики республики. Их разработку, методическое руководство и координацию работ осуществляет межведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республики Беларусь. Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР), которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. Главная цель На-циональной стратегии - стабильное социально-экономическое развитие страны при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, при учете интересов других государств. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь - это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании. Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности. Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки концепции НСУР. Концепцию НСУР вместе с необходимым исходным материалом Министерство экономики направляет в органы государственного управления (министерства, комитеты, другие органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-летний период. На основе предусмотренных вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР, который Министерство экономики представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения. После одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию. Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке: 2001-2005 гг. - этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста; 2006-2010 гг. - этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса; 2011-2015 гг. - начальный период устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания. №22 Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования Экономический анализ исходного уровня, состояния объекта в прошлом и настоящем является важнейшим элементом логики планирования и прогнозирования. Он позволяет раскрыть сущность объекта (процесса, явления), определить закономерности его изменения в прошлом, в планируемом и прогнозируемом периодах, всесторонне оценить возможности развития объекта для достижения поставленных целей. Анализ должен соответствовать целям, задачам, условиям и требованиям планирования и прогнозирования и выступать как система их аналитического обеспечения, как инструмент подготовки управленческих решений. Если рассматривать прогнозирование как научную основу для принятия управленческого решения, то полный цикл процесса прогнозирования проходит три результативные стадии: ретроспекции, диагноза и проспекции (прогноза). Ретроспекция — исследование истории развития объекта прогнозирования в целях его систематизированного описания. На этой стадии выявляются все источники информации, осуществляются сбор, хранение и обработка информации, необходимой для прогнозирования, оптимизация ее состава и методов измерения и представления, уточняются и окончательно формируются структура и состав объекта прогнозирования. На стадии диагноза исследуется систематизированное описание объекта с целью выявления тенденций его развития, выбора моделей и методов прогнозирования. Важнейшей составляющей данного этапа является анализ, который и предопределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозирования. На третьей стадии - проспекции - разрабатывается прогноз объекта, проводится оценка его достоверности, точности и обоснованности. Из-за инертности социально-экономических процессов по роли и значимости первые две стадии не уступают третьей. Они позволяют оценить пути и направления развития объекта, выявить его узкие места в анализируемом периоде, определить преобладающие и устойчивые тенденции (закономерности) развития. Они служат методологической базой для формирования гипотез будущего развития объекта. Но при этом инертность не означает, что в будущем будут жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объекта. Она в большей мере проявляется во взаимосвязях, определяющих механизм формирования объекта. Сущность анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, устанавливаются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. При разработке прогноза выделяют главные цели анализа объекта: оценка состояния и результатов развития объекта; получение исходной информации для прогнозирования. Характерные особенности анализа: использование системы показателей, всесторонне характеризующих объект, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязей между ними. Причинно-следственные связи в анализе изучаются способом логической индукции и дедукции. В первом случае изучение показателей ведется от частного к общему, во втором - от общего к частному. Принципиальная схема проведения экономического анализа включает следующие элементы: постановку целей и задач анализа; составление плана аналитической работы; подготовку источников информации для анализа (определение перечня необходимой информации, проверка ее достоверности); изучение и аналитическую обработку экономической информации (установление причинных связей и зависимостей, измерение и оценка влияния факторов); обобщение и оформление результатов анализа. При анализе объекта прогнозирования должен соблюдаться принцип системности, позволяющий рассматривать объект в целом и выделять его составляющие. Так, народное хозяйство как объект прогнозирования можно рассматривать в целом и выделять составляющие: сферы, регионы, отрасли и т.д. Можно анализировать развитие народного хозяйства через комплексное изучение темпов развития, народнохозяйственные пропорции, структуру общественного производства, межотраслевые пропорции. Может даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать выявлению тенденции изменения важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, энергоемкость, фондоотдача, производительность труда). Приведенные примеры показывают, что в процессе анализа могут использоваться следующие подходы: объектный, функциональный, объектно-функциональный. Объектный предполагает выделение определенных подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из них может быть рассмотрен как самостоятельный объект прогнозирования соответствующего уровня иерархии. Этот подход приемлем для объектов количественно сложной структуры при относительной простоте его составляющих (первичных объектов). При функциональном подходе за основу структурного деления объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется, когда число первичных объектов, составляющих объект прогнозирования, невелико, но они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Иногда используется объектно-функциональный подход, или смешанный, содержащий в себе элементы первых двух подходов. В процессе экономического анализа применяются различные способы и приемы: сравнения, группировки, индексный метод, метод прямого счета и другие. Наиболее важный и распространенный способ анализа - сравнение. Как правило, с него как рабочего приема познания любого явления начинается анализ. Есть несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными. Например, при оценке выполнения государственного плана применяется сравнение фактических показателей с плановыми. Выявленные отклонения, в свою очередь, являются объектом дальнейшего анализа, при этом устанавливаются их причины, оценивается качество планирования. При экономических исследованиях широко используется группировка. Она позволяет изучить экономические явления и процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Значение метода группировок в аналитической работе возрастает в связи с совершенствованием системы регулирования социальных и экономических процессов, созданием промышленных объединений, агропромышленных комплексов, территориально-производственных образований, свободных экономических зон и т.д. Данный метод предполагает использование различных группировок: типологических, структурных, аналитических. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня явления к его уровню в прошлом или к уровню аналогичного явления, принятому за базовый. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексным методом можно выявить влияние различных факторов на изучаемый показатель (явление, процесс). В процессе анализа применяются и другие приемы и методы - прямого счета, опроса, наблюдений и т.д. Наиболее важными и эффективными в совокупности методов экономического анализа являются экономико-математические методы. Они существенно сокращают сроки проведения анализа, обеспечивают более полный охват влияния факторов на результаты экономического развития, заменяют приближенные и упрощенные расчеты точными вычислениями, позволяют решать новые многомерные задачи анализа, которые практически невыполнимы традиционными методами, и повышают научный уровень исследований в целом. Анализ объекта (процесса, явления) присутствует на всех стадиях планирования, прогнозирования и регулирования экономики. В самом общем виде место анализа в прогнозировании представлено на рис 5.1. Анализ неразрывно связан с синтезом, они составляют единое методологическое целое. Анализ является началом изучения объекта, затем следует синтез. Если в процессе анализа объект разделяется на составляющие его элементы, то синтез объединяет их в единое целое. При этом синтез нельзя рассматривать как простое суммирование элементов. Синтез позволяет по-новому представить объект - как взаимодействие элементов, образующих единое целое. Анализ и синтез широко применяются при планировании и прогнозировании, при решении проблем социально-экономического развития государства.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Классификация методов прогнозирования и планирования Прогнозирование и планирование экономики является сложным многоступенчатым процессом, который охватывает большой круг вопросов: социально-экономических, научно-технических, организационно-управленческих, инфраструктурных и т.д. Для быстрой ориентации и удобства использования они по различным критериям объединяются в группы. Так, по информационному обеспечению методы прогнозирования делятся на интуитивные, формализованные и комбинированные. По степени обоснования прогнозы бывают: поисковые(исследовательские), оценивающие перспективные тенденции развития экономики и нормативные, связанные с выявлением путей и сроков достижения желаемого состояния. По аппарату исследования: экстраполяции, интерполяции, корреляции, регрессии, интервью, генерации идей и др. По степени обоснования планового решения: нормативный метод, балансовый, программно-целевой. Каждый из методов предполагает последовательную реализацию этапов исследования.
|