Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функций государства можно условно объединить в две группы.






Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собствен­ности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом и т.д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».

Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т.д.

Из совокупности функций государства выделим важнейшие.

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Без законодательной регламентации сделок, их защиты исполнительной и судебной властью открывается простор для превращения «экономики договоров» в ее противоположность — «экономику диктата». А это парализует самое важное свойство рыночного механизма - способность автоматически выправлять расхождения между спросом и предложением. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Невмешательство государства в подобные ситуации потворствует саморазрушительным силам, заложенным в рыночном механизме, так как рыночный критерий выгодности сам по себе слепо относится к способам обогащения. Государство, исходя из критериев общественного блага, может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.

Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования.

Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвраще­ние криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.

Формирование целевой функции - сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих ре­шений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Важнейшими функциями государства также являются:

направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда; распределительная и перераспределительная функции связаны, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование; стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении; контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами.

13. Фондом финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который является юридическим лицом.Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет отчислений из республиканского бюджета, а также за счет других источников. Положение о Белорусском фонде фин. поддержки предпринимателей утверждлается Президентом РБ. Белорусский фонд фин. поддержки предпринимателей с государственными территориальными фондами фин. поддержки образуют единую систему, основанную на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности. Государственным территориальным фондом финансовой поддержки предпринимателей (ГТФП) является специально учрежденный уполномоченными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами фонд, в уставном капитале которого доля средств, принадлежащих государству, составляет более 50%. Основные направления деятельности: 1.содействие проведени. гос. политики в области поддержки малого предпринимательства 2. поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства новых видов продукции 3.содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных напрвлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства. Средства из ГТФП, а также выдаваемые за счет этих средств гарантии предоставляются предприятиям в порядке, определяемом указанными фондами при наличии технико-экономиских обоснований программ, проектов. [из закона о гос поддержке малого предпринимательства в РБ от 16 окт. 96 года].

14. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2, 4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников.
В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш. Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени. Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки. Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку.
16. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования

Планирование - это процесс принятия управленческо­го решения, основанный на обработке исходной информа­ции и включающий в себя определение и научную поста­новку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и вы­бора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование увязывает все факто­ры производства, поддерживает сбалансированность натураль­но-вещественных и стоимостных потоков, обеспечивает рацио­нальное и эффективное использование ресурсов для достиже­ния поставленных целей и задач, что отражается в плановом документе (плане). Суть планирования состоит не в разработ­ке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выра­ботке действенных средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим. Директив­ное планирование представляет собой процесс разработ­ки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспе­чения их выполнения. Директивные планы обязательны для всех исполнителей, а должностные лица за невыполнение зада­ний плана несут ответственность.

Директивное планирование, будучи альтернативой ры­ночной самонастройке, не является антиподом рынку. Это про­дукт и важный инструмент, практикуемый не только государ­ством, но и самим бизнесом. Опыт директивного планирова­ния социалистической экономики свидетельствует о его боль­ших возможностях при решении глобальных задач: индустри­ализации страны, структурном преобразовании производства, создании военно-производственного потенциала и т.д. Но при­менять директивное планирование целесообразно лишь в чрез­вычайных или отягощенных ситуациях - война, депрессия, кризис, стихийное бедствие. При этом его масштабы и сроки должны быть строго ограничены.

Наиболее распространено в мире индикативное планиро­вание как средство реализации социально-экономической по­литики государства, основной метод воздействия на функцио­нирование рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, когда только рыночными методами без мер государственного воздей­ствия не обойтись.

Индикативное планирование — это процесс формиро­вания системы параметров (индикаторов), характери­зующих состояние и развитие экономики страны, соот­ветствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздей­ствия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикато­ров социально-экономического развития выступают показате­ли, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жиз­ни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувя­занная ивнутренне сбалансированная система этих показате­лей (индикаторов) дает количественную характеристику соци­ально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регули­рования.

Главное содержание индикативного планирования состо­ит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализа­ции государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодей­ствия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интере­сах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономи­ческого развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и толь­ко тогда, если рынок этого не может или не хочет.

Не сковывая инициативы частного бизнеса, индикативные планы помогают намечать общий курс управле­ния предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы (утверждение годовых бюдже­тов происходит с учетом плановых наметок).

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувя­зано соединить в едином документе концепции социально-эко­номической политики государства, прогнозы функционирова­ния экономики, государственные программы, систему экономи­ческих регуляторов, поставки для государственных нужд, объе­мы государственных капитальных вложений, а также вопро­сы управления государственными предприятиями. Индикатив­ный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования.

В Республике Беларусь на этапе становления рыночных от­ношений индикативное планирование является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной дея­тельности, поскольку разрабатываемые в настоящее время про­гнозы включают, кроме собственно прогноза, систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки для государственных нужд, объемы централизованных капитальных вложений, т.е. выходят за пределы прогнозирования как чисто­го предвидения развития событий. Эффективность индикатив­ного планирования доказана мировым опытом, особенно в Япо­нии и Франции. Опираясь на государственный сектор, оно при­дает ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование - это особый вид пла­нирования, ориентированного, как правило, на долгосроч­ную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направле­ния их достижения. Формирование стратегии - это формиро­вание и выделение целей, определение и выделение необходи­мых средств для достижения поставленных целей в долго­срочной перспективе.

Важнейшей проблемой государственного стратегического планирования является определение целей и правильное соот­ношение между целями и средствами. Стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их фор­мирование влияют как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а это характерно для лю­бого государства) выбор главных целей сопровождается ран­жированием приоритетов. Отличительными особенностями стратегического планирования всегда будут:

♦ выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики целей;

♦ ресурсное обеспечение намеченных целей (по объему и структуре ресурсов);

♦ учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

Целью стратегического планирования является формиро­вание на основе выбранных приоритетов достаточного эко­номического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики. Реализуется стратегическое плани­рование в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10-15 лет.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и до­стижение целей, разноудаленных по времени.

В условиях Республики Беларусь при переходе к рыноч­ным отношениям планирование претерпевает существенные изменения. Это определяется его принципиально новой ролью и местом в системе государственного регулирования экономи­ки, целями, содержанием и способами контроля за выполнени­ем плана. Для 1991—1995 гг. характерным было сочетание директивного и индикативного планирования. Плановые до­кументы разрабатывались в виде планов-прогнозов, годовых программ. Однако они не оказывали существенного влияния на народное хозяйство республики. Использование их взамен единого государственного плана не оправдало себя.

На сегодняшний день нормативной основой государствен­ного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социаль­но-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 году.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал