Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы экономических систем и модели рыночной экономики






Экономика любой страны - это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличитель­ных черт. Экономическая система представляет собой со­вокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономичес­кие ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулиро­вания хозяйственной деятельности на всех уровнях уп­равления.

На сегод­няшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличают­ся друг от друга и имеют многообразные формы (модели) про­явления. Важнейшие из них: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной кон­куренции (чистый капитализм) и современную рыночную эко­номику, и административно-командная система.

Отличительными чертами рыночной экономики свобод­ной конкуренции являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в эко­номике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития националь­ной экономики.

Сегодня выделяют следующие модели рыночной эконо­мики:

саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) - активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

социально ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) - подчеркнута социальная направленность государства;

скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) - паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

патерналистскую (Япония) - усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

Рассмотрим несколько примеров. Модель рыночной эко­номики США - это вариант с минимальным участием госу­дарства в регулировании экономики. Сфера рынка преоблада­ет над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обра­щения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективно­го пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективно­го функционирования рыночной системы, защиту конкурен­ции, перераспределения богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, струк­туры национального продукта.

В 80-х гг. около 4/5 валового национального продукта в США обеспечивалось рыночной системой, и лишь 1/5 производилась под контролем государства. При этом регулирующее воздей­ствие государство осуществляло в основном экономическими методами. Однако при свободе предпринимательства в США государство заказывает научную и военную продукцию, закупа­ет около 30% продукции частных фирм.

Максимально допустимое государственное вмешатель­ство можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Герма­нии, Японии. В моделях рыночной экономики этих стран госу­дарство обеспечивает условия для эффективного хозяйствова­ния, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существен­ные различия.

Шведская модель отличается сильной социальной полити­кой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения. Государство решает проблемы обес­печения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное разви­тие - для всех. В стране высокий уровень занятости населе­ния, расходы бюджета составляют почти 70% ВВП (инвести­ции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхова­ние и т.д.).

Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформи­ровалась в послевоенной Германии в результате хозяйствен­ной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкурен­ции, свободного выбора предметов потребления, свободы рас­крытия и процветания личности». При этом государство ак­тивно формирует среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности. На социальные нужды направля-ются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30% от аналогичных государственных выплат.

В Японии сложилась система взаимоотношений государ­ства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.

Характерными чертами административно-командной мо­дели экономики, примером которой может служить экономи­ка бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономи­ческие ресурсы; адресное директивное планирование, обеспе­чивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределе­нием, жесткая централизация в распределении всех видов ре­сурсов, капитальных вложений; преобладание административ­но-распорядительных методов в управлении.

Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики - предприятий и организаций, предприим­чивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а впоследствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая в чрезвы­чайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятель-

ной в мирной жизни при поступательном развитии общества. Перед постсоциалистическими государствами встала задача реформирования их экономических систем


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал