Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции регулирования рыночной экономики






На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы.

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим уче­нием и экономической политикой периода раннего капи­тализма (XV-XVII вв.).

Представители школы меркантилизма выступали за ак­тивную государственную экономическую политики, отражаю­щую интересы торгового капитала (крупных торговых моно­полий) и содействующую развитию торговли и промышленно­сти, работающей на экспорт.

Главной задачей меркантилистской политики было при­влечение в страну возможно большего количества золота и се­ребра: чем больше денег, тем богаче государство.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа:

ранний этап, для которого характерна политика денежного баланса; ее цель - удержание денег в стране;

поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу (т.е. превышение вывоза над ввозом).

Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протек­ционизма.

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систе­му как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном ин­тересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование эко­номики. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функци­ей «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая част­ную собственность и конкуренцию.

Д. Рикардо также придерживался принципа невмешатель­ства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование пре­имуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали клас­сическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «со­вершенной» конкуренции.

Родоначальник и главный представитель французской эко­номической мысли Ж.Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло под­тверждения, так как выдвинутый принцип может быть верен только для бартерной торговли.

Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического на­правления, отстаивали традиционные ценности капиталисти­ческой экономики, также отдавая предпочтение экономичес­кой свободе, частной инициативе, частному предприниматель­ству и невмешательству государства в рыночную систему. Они пытались доказать, что «закон рынка» обеспечивает ра­венство объемов предложения и спроса, полную занятость ра­бочей силы, а уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инве­стиций, делает выгодным обращение сбереженных денег в ин­вестиции. И все это предотвращает экономические кризисы.

Однако все эти теоретические утверждения опроверг эко­номический кризис 1929-1933 годов. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое фун­кционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кри­зисов и безработицы.

Подлинно революционный переворот в экономической те­ории в ЗО-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейяса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства.

Д. Кейнс рассматривал государство не только как полити­ческий институт (орган власти), но и как экономический ин­ститут, на который возлагаются определенные экономические функции.

Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе опре­делять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ста­вило на первый план принцип целенаправленного регулирова­ния экономики.

В качестве основополагающего принципа Д. Кейнс выдви­гал также принцип «эффективного спроса», т.е. платежеспо­собного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Государство, воздействуя на по­вышение уровня занятости, снижение цены кредита, используя государственные закупки, осуществляя расходы на социальные цели, должно тем самым стимулировать совокупный спрос.

Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в кото­рой установил функциональную зависимость между инвести­циями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все

возможное, чтобы поднять предельную эффективность капи­тальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфля­ция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликацион­ный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следователь­но, и дохода общества и, соответственно, повышению потреби­тельского спроса.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированная экономика.

Основными отличительными чертами социально ориенти­рованной экономики являются:

плюрализм форм собственности;

необходимость государственного сектора экономики;

удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;

наличие среднего класса (70-80%), обеспечивающего социальную стабильность общества.

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подры­вает материальную основу и заинтересованность товаропроиз­водителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денеж­ной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ве­дет к весьма парадоксальной ситуации - сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция. Все это вызвало появление новых антикейнсианских на­правлений в теории регулирования, предложенных неоконсер­ваторами. В итоге были выделены три школы неоконсервато­ров: монетаризм, экономическая теория предложения и тео­рия рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регули­рование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориенти­рована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономичес­кого роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожи­даний, была основана на ожидании, что принимаемые фирма­ми и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выго­дой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.

Все три школы были основаны на необходимости возрож­дения рыночного саморегулирования и стимулирования част­ного предпринимательства.

Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило опре­деленный временный успех, проявившийся в ускорении эконо­мического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.

Но мировой кризис конца 70-х - начала 80-х годов опять поставил вопрос: какой механизм лучше - государственный или рыночный? Это противопоставление преодолевается шко­лой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического син­теза», получившей название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения обще­ственных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешатель­ства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность со-

вокупного спроса и совокупного предложения, позволяет соче­тать эффективность хозяйствования, социальную справедли­вость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрица­тельные воздействия и рынка, и государства.

В конце XX в. обозначился определенный консенсус эконо­мистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необ­ходимости государственного вмешательства в рыночную эко­номику для обеспечения определенных условий ее функцио­нирования.

Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал