![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опросник АСВ
Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ семейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотношений»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наиболее распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Кроме этого описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросника, которые приводят к психогенным нарушениям у ребенка. Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года. Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся воспитания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интеграции. Рассмотрим эти шкалы 1. Гиперпротекция (Г+). Родители уделяют воспитанию ребенка очень много сил, времени, внимания. Это центральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие нарушения супружеских взаимоотношений, одиночество родителей, некомпетентность в общении на равных. 2. Гипопротекция (Г-). Ребенок находится на периферии внимания родителей, им «не до него». В основе опять же могут лежать нерешенные проблемы в супружеских отношениях (родители, может быть, и пытаются их решить своими силами, но не обладают конструктивными стратегиями разрешения, в результате постоянно заходят в тупик). Личностная и моральная неразвитость родителей также могут лежать в основе гипопротекции. Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку. 3. Потворствование (У+). Родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к разработке конкретного плана позитивного реагирования, а также к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наряду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии). 4. Игнорирование потребностей ребенка (У-). Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, духовные потребности. 3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребностей ребенка. 5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+). Требования к ребенку не соответствуют его возможностям, не содействуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы. 6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т-). Родители при этом говорят о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Существуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домашних обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанностей. 7. Чрезмерность требований-запретов (3+). Ребенку «все нельзя». В семье существует огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка. У стеничных подростков такое воспитание приводит к реакции эмансипации. У менее стеничных развивается сенситивная или тревожно-мнительная (психастеническая) акцентуации характера. При этом подавляется самостоятельность ребенка.
|