Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И так бывало
Михаил Петрович Боткин рассказывал о своей покупке у гр.Строганова бюста, приписываемого Леонардо да Винчи: " Давно уже я примечал этот бюстик. Наконец, попросил мажордома убрать его, иначе, мол, полотеры разобьют. Человек неглупый — убрал. Прошли месяцы, а граф-то и не заметил. Спрашиваю его: " А где же бюстик? " А граф-то и забыл, говорит: " Здесь ничего и не было". Я говорю: " Нет, здесь стоял бюстик". Заспорили. Послали за мажордомом. Тот объяснил, что от полотеров на чердак спрятал. Вот я и говорю графу: " Все равно не сегодня, так завтра разобьют. Лучше продайте мне". Граф говорит: " А сколько даете? " Вот представьте себе мое положение: и вещь-то бесценная и денег-то жалко. Ну, зажмурился и говорю: " Пятьсот рублей". " Пятьсот пятьдесят— и ваша". Так бюстик ко мне и переехал". Был и такой рассказ: " Приходит к Боткину старушка с сассанидским блюдом. Тот дает два двугривенных, старушка хочет уйти: " Пойду к другому". — " Да к кому же пойдете? " — " Пойду к Ханенко". — " К которому? " — " Да к Богдан Иванычу". Боткин крестится на икону: " Опоздали — вчера скончался. Друг мне был". И блюдо было куплено, а Ханенко здравствовал". Рассказывалось это со слов старушки, и Боткин хохотал: " Чего только люди не выдумают! " Про Делярова говорили, что он смывает спиртом подписи для удешевления. Два раза он пытался лишить нас двух хороших картин. Дал я антиквару Напсу прогладить Э.ван-де-Вельде. Прихожу за картиной, ничего не сделано. Напс уверяет, что краска так поднялась, что все равно вся отвалится, и настойчиво предлагает купить картину. Другой раз почти то же произошло с ван-дер-Нером. Напс показал мне нашу картину в самом ужасном виде — вся размыта, в пятнах, в белых налетах. Опять предлагает купить картину и извиняется за порчу. Я понял, что ужасный вид наведен умышленно и настоятельно спросил Напса, для кого он устроил всю эту комедию. Напс был пьян и не выдержал: " Да все Павел Викторович пристает, чтобы я достал от вас эти картины". Однажды антиквар Т. запросил несообразную цену. Я отказался. " Зачем деньгами, говорит, дайте какую-нибудь вашу картину", и смотрит на свернутые холсты в углу. " Да ведь это разрезанные картины — обрезки". — " Вот это мне и надо", и выхватил фрагмент пейзажа. Теперь он в одном иностранном музее. И такое бывало. Публикуется впервые Театр К участию в театре потянул Дягилев. " Половецкий Стан" в 1906 году в Париже дал отличные отзывы. Помню, как сильно написал Жак Бенар. Затем произошел " Шатер Грозного" для " Псковитянки" и " Сеча при Керженце" — для симфонической картины " Китеж"; одновременно Бакст делал " Шехеразаду". Помню, как изумился Дягилев, увидав, что мы оба, сами того не зная, сочиняли в красных и зеленых тонах. Тогда же Серов писал тоже для Дягилева занавес — неизвестно, где сейчас остались оба эти панно. Съели ли их мыши или же они подмокли где-нибудь и их разрезали на тряпки — всяко бывает. В Лондоне в 1919 году я видел " Половецкий Стан" в таком потертом виде, что с трудом мог узнать первоначальный колорит. На небе зияла огромная заплата. Когда же я спросил, что такое случилось, мне спокойно ответили. " В Мадриде прорвали, там сцена была меньше". Потом пошло: " Снегурочка", " Валькирия", " Три Волхва", " Фуэнте Овехуна", " Игорь", " Салтан", " Садко", " Весна Священная", " Сестра Беатриса". В Художественном театре " Пер Гюнт". Для Свободного театра были готовы эскизы для " Принцессы Мален". Марджанов очень мечтал об этой постановке. Бенуа хвалил эскизы, но в театре начались какие-то местные передряги, и предстояло закрытие антрепризы. Марджанов шепнул: " Лучше заберите эскизы, как бы не пропали". На том и кончилось. Сейчас серия " Принцессы Мален" разбежалась широко. Кроме русских собраний, отдельные части имеются в Атенеуме (Гельсингфорс), в Риксмузее (в Стокгольме), в Париже и в Америке. Так же широко разбросало и серию " Пер Гюнта". Особенно помню эту постановку, ибо тогда впервые пришлось встретиться со Станиславским и Немировичем-Данченко, и эти встречи остались среди лучших воспоминаний. А сегодня читаем о смерти Станиславского — еще одна большая страница перевернута. " Нунст унд Декорацион" назвал мои вагнеровские эскизы лучшими среди интерпретаций Вагнера. Не забудется и скандал, происшедший в Париже в 1913 году при первой постановке " Весны Священной". С самого поднятия занавеса какие-то " джентльмены" вынимали свистки и завывали так, что даже музыка была слышна с трудом. Бросалось в глаза, что свистки были принесены заблаговременно, и свист и гам начинались с увертюры, — значит, все было припасено заранее. Публикуется впервые Битва Многие битвы гремели. Были старания остановить, а то и просто стереть, уничтожить. Б. старался так расположить голоса при выборах, чтобы устроить вражеский перевес, но хотя бы одним голосом победа оставалась за нами. После выставки в С. Луи в 1906 году 800 русских картин, весь русский отдел был продан таможнею с аукциона. Пропали моих 75 вещей. Разве ладно? В Гельсингфорсе в день открытия выставки потухло электричество, и снег завалил верхний свет. Разве хорошо? В Стокгольме в день открытия выставки 8 Ноября 1918 года отрекся Вильгельм. Шведы были потрясены. Неладно! В 1920 году в Лондоне при открытии моей выставки чиновник из министерства иностранных дел уверял, что картины не мои, а сам я убит в Сибири. Вот какие дела! В 1930 году в Лондоне Коренчевский мне лично сказал, что я не Рерих, а Адашев. И такие нелепицы бывали. У Кингора во время открытия лопнуло электричество. Произошла паника. Неприятно! В Музее в день открытия с трудом был предотвращен пожар. Только по случайности успели принять меры. А было 10.000 посетителей. Храм в Талашкине в 1914 из-за войны остался неконченным. Уничтожены " Сеча при Керженце" и " Казань". Пропали: " Ункрада", " Зовущий", " Крик змея" и многие. Испорчены " Песнь о викинге", " Древняя жизнь", " Поход", " Поморяне", " Волокут волоком", " Три волхва" и многие. С трудом нашли в Лувре " Замки Майтрейи". Кто хотел их присвоить? А где " Ростов Великий"? А где " И открываем" из Пекинского Музея? А как назвать проделки Кашанина? А где Пакт после подписи 21 страной? Сгорел " Гроссман и Кнебель" в 1915 году со всеми клише и манускриптом " Монографии". Пропали вещи у Белого. Хоронили в Англии. Назвали антихристом в Харбине. Поносили в Париже за оборону Родины. Происходит хоршевский вандализм. Вот какие темные дела! Можно припомнить битвы без числа. Повсюду темная рука пыталась разгромить. Но " говорят, что мы мертвы, а мы живы". Не только живы, но преуспели. Теряли, но находили. Видали предателей и учились распознавать лики. Битва да будет благословенна! Публикуется впервые " А вор так ни в чем и не виноват? " О ходже Наср-Эддине рассказывают: " У ходжи украли осла. На следующий день ходжа, плачась, рассказал об этом друзьям и просил их помочь. Выслушав его, они начали подавать ему советы. Один сказал: " Нужно на дверях конюшни повесить замок". — " Ну, что там вешать замок на обыкновенную дверь? Какой из этого толк? — заметил другой. — Толкнешь дверь — и она рассыплется". — " А что ты скажешь о стене вокруг дома? Отчего ее не сделать несколько выше? " — " Да ты живой был или мертвый? Ведь не за пазуху себе сунул вор здоровенного осла? Где ты был, когда он выводил осла из конюшни через двор от дверей, ведущих на улицу? " — " Послушай, я ночью двери запираю изнутри, а ключ кладу себе под голову. И вор не может никак сорвать замок и увести у меня коровенку ли, осла ли". Словом, они засыпали ходжу бесполезными речами, упреками и попреками. Потеряв терпение, ходжа сказал: " Дорогие друзья, вы рассуждаете правильно. Но только все это относится к прошлому, а на сегодня от ваших слов пользы нет никакой. Ну, посудите сами: вся вина, стало быть, на мне? А вор так ни в чем и не виноват? " Многие сказы о ходже части припомнятся. Воры отлично обделывают делишки, и совсем немного судей правильно решающих. Шемякин суд — будто бы сказка, но это было. Видали мы и судью Франкенштейна — имя почти такое же, только о монете напоминание добавлено. Иудины серебренники так и бренчат. Где уж тут Культура? Где уж тут цивилизация?! Некоторые понимают всякие происходящие ужасы и открыто возмущаются. Другие, хотя и понимают, но трусливо помалкивают. Во все трудные времена бывали так называемые " перелеты". Бесстыдно они перелетали туда, где им казалось выгоднее. Преступность растет. Похищаются дети. Процветают невольничьи рынки. Пятна на солнце или, вернее, на совести человеческой! Публикуется впервые
|