![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работоспособности
Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) имеет большое значение в жизни и спорте. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление – физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения и вместе с тем стимулирующий дальнейшее повышение его работоспособности и тренированность (табл. 1). Различают три степени утомления. Их можно определить у занимающихся по внешним признакам.
Таблица 1
Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. При больших повторных физических напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния:
– нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; – хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.
Ускорение восстановления – направленное действие на восстановительные процессы – один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления – один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования. Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Переутомление – это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического, физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. Обычно в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии. 1-я стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб, или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже – снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайших двигательных координацийи силы. 2-я стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. 3-я стадия. Для нее характерно развитие неврастении гиперстенической или гипостенической формы и резкое ухудшение общего состояния. Первая форма является следствием ослабления тормозного процесса, а вторая – перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга. Клиника гиперстенической формы неврастении характеризуется повышенной нервной возбудимостью, чувством усталости, утомления, общей слабостью и бессонницей. Клиника гипостенической формы неврастении характеризуется общей слабостью, истощаемостью, быстрой утомляемостью, апатией и сонливостью днем. Переутомление в 1-й стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление 2-й и особенно 3-й стадии может привести к длительному снижению работоспособности, травмам опорно-двигательного аппарата. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т.п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы: педагогические, психологические, медико-биологические. Их комплексное использование, в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, а также предшествовавшего режима, и составляет систему восстановления. Педагогические средстваобеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся:
· рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки; · правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки; · введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок; · варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями; · широкое использование переключения с одного вида упражнений на другой, с одного режима работы на другой; · полноценная разминка; · использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр.; · полноценная заключительная часть занятия; · большая индивидуализация тренировки; · рациональный режим (особенно пред- и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.
Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства: оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах, индивидуальный подход, так и психологические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, сон-отдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр. Основные медико-биологические средства восстановления включают в себя:
· рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация); · некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим; · климатические факторы.
Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитноприспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена. Соединение отдельных средств в комплекс значительно повышает эффективность действия каждого из них. Это касается как одновременного применения педагогических, психологических и медико-биологических средств, так и применения отдельных средств из арсенала последних.
|