Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема семинара №4. Казахское ханство в 15-начале 18 вв.
1. Образование Казахского ханства: причины и предпосылки. 2. Казахское ханство в 15-нач. 16 вв. 3. Казахское ханство в 16-нач. 18 вв. 4. Социальная структура казахского традиционного общества в 15-нач. 18 вв. 5. Культура казахского народа в 15-17 вв. Задания: 1. Раскройте и охарактеризуйте основные причины и предпосылки образования Казахского ханства. Возникновение общей экономической, языковой и культурной основы. Переселение улусных людей (1459) ханов Жанибека и Керея в Семиречье. Образование казахской государственности и усиление процесса сложения казахской народности. Укрепление власти казахских ханов Керея и Жанибека. 2. Охарактеризуйте основные этнические компоненты, которые вошли в состав казахской народности. 3. Раскройте значение этнонима “казах”. Объединение казахских земель в границах казахского государства. Раскройте понятие “казахские жузы”, выясните граница их расположения, племенной состав. 4. Покажите основные направления внешней политики Казахского ханства в этот период. Как происходило объединение казахских земель в границах казахской государственности. Внутренняя и внешняя политика Касым-хана, Хакназара, Есима, Джангира, Тауке-хана. 5. Опишите социально-экономическое развитие Казахского ханства в данный период. Каковы специфические черты казахской государственности. Первый сборник казахских законов «Жеты-Жаргы». Каковы основные положения этого документы и его историческое значение. 6. Культура казахского народы в данное время. Подробно остановитесь на выяснении социальной структуры казахского общества в данный период. Народное творчество и героические эпосы «Ер Таргын», «Алпамыс», «Кобланды» и др. Обычаи, обряды, верования казахского народа. Письменность. Литературные памятники. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №5. Казахстан в первой четверти 18 века. 1. Казахско-джунгарские отношения в начале 18 века. Годы «Великого бедствия». 2. Начало присоединения Казахстана к России. Задания: 1. Покажите внутриполитическое и внешнеполитическое положение страны в начале ХVIII. Укрепление Джунгарского военно-феодального государства и усиление его агрессивной политики. Раскройте причины обострения казахско-джунгарских отношений. Джунгарское нашествие на территорию Казахстана в 20-40 годах ХVIII в. Годы Великого бедствия. Обратите внимание на создание казахских народных ополчений. Покажите освободительную борьбу казахского народа с джунгарскими завоевателями. Раскройте значение крупнейших битв между калмыками и казахами (Калмаккырылган, Анракай). Покажите роль казахских батыров в этой борьбе. 2. Раскройте роль Казахстана во внешней политике России на Востоке в первой половине ХVIII в. Каковы были исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России. Переговоры хана Абулхаира с царской Россией о подданстве. Указ царского правительства от 19 февраля 1731 г. о принятии казахов Младшего жуза в Российское подданство. Посольство Тевкелева в Младший жуз. Собрание казахских старшин 10 октября 1731 г. Принятие подданства Российской империи казахами Младшего жуза и отдельными родами Среднего жуза. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №6.. Начало эпохи колониализма в Казахстане 1. Абылай хан: его внутренняя и внешняя политика. 2. Политика царизма в Младшем жузе в 18 веке. 3. Участие казахов в Крестьянской войне Е. Пугачева. 4. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством С. Датова. Задания: 1. Начало военной и государственной деятельности Аблая, его внутренняя и внешняя политика. Раскройте суть его отношений с Джунгарией, Китаем, Россией. Дипломатическое искусство Аблая. Роль Аблая в разгроме джунгаров. Разгром Джунгарии. Борьба Аблая хана за объединение казахских земель и укрепление Казахского ханства. Историческая роль Аблая в борьбе за независимость Казахстана. 2. Участие казахов в крестьянской войне под руководством Е.Пугачева (1773-75 г.) Раскройте причины участия казахов Младшего и Среднего жузов в данном движении. Обратите внимание на обращения и манифесты Пугачева к казахскому народу. Каковы причины поражения восстания. 3. Народно-освободительное движение в Младшем жузе (1783-1797 г.) под руководством С. Датова. Раскройте причины восстания, расстановку классовых сил в жузе. Начало и ход восстания, его характер и движущие силы. Проект генерал-губернатора Игельстрома об отмене ханской власти. Покажите мотивы царизма в ликвидации ханской власти. Новый подъем повстанческого движения. Создание ханского совета. Спад движения, причины его поражения и историческое значение восстания. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №7. Казахстан в 1917-1920 гг. 1. Установление Советской власти в Казахстане: первые преобразования. 2. Казахстан в период Гражданской войны, политика «военного коммунизма» Задания: 1. Октябрьская революция 1917 г. и ее предпосылки. Отношение к революции различных социальных слоев общества. Раскройте особенности установления Советской власти в Казахстане. Каким путем устанавливалась Советская власть в Казахстане. Первые преобразования Советской власти. Начало гражданского противостояния. Решения II общеказахского съезда. Правительство Алаш-Орды. Осложнение политической ситуации и дальнейшее нарастание гражданского противостояния. Обратите внимание и покажите особенности гражданской войны на территории Казахстана. 2. Образование Семиреченского, Уральского, Актюбинского, Туркестанского фронтов. «Белый» и «красный» террор. Покажите роль и место политических партий и движений в период гражданской войны. Социально-экономические и политические последствия гражданской войны. 3. Образование революционного комитета по управлению казахским краем и его деятельность. Покажите как происходил переход от ревкомов к Советам. Принятие Декрета Советского правительства от 26 августа 1920 г. «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской республики». Подготовка и создание казахской советской государственности. Выборы ЦИК и СНК республики. Политика «военного коммунизма» в Казахстане. Экономический кризис как реакция на политику «военного коммунизма». Рост социального напряжения в обществе. Крестьянские выступления в крае. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №8. НЭП в Казахстане и советское государственное строительство в крае 1.Социально-экономические и политические предпосылки перехода к НЭПу. 2.Земельно-водная реформа на юге Казахстана и ее результаты. 3.Образование Казахской Советской государственности. 4.Территориально-административное устройство. Воссоединение казахских земель в составе КАССР. Демографическая ситуация: перепись 1926 г. 5.Социально-экономические итоги НЭПа. Задания: 1. Раскройте социально-экономические и политические предпосылки перехода к НЭПу. Покажите многоукладность экономики данного периода. 2. Раскройте суть земельно-водной реформы, проводимой в Казахстане, ее основные задачи. 3. Подробно остановитесь на рассмотрении вопроса о воссоединении казахских земель в составе КАССР. Покажите каковы были социально-экономические итоги НЭПа. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №9. Коллективизация сельского хозяйства - трагедия крестьянства Казахстана. Индустриализация: характер, темпы, масштабы 1. Индустриальное развитие в 20-40 гг. 2. «Малый Октябрь» Ф.И. Голощекина. Коллективизация в Казахстане: цели, проблемы и последствия. 3. Общественно-политическое положение в Казахстане в 30-40 гг. Создание КарЛАГа. 4. Культура КазССР. Задания: 1. Идея «Малого Октября» Ф.И. Голощекина и насильственная советизация казахского аула. Дискуссия о путях социально-экономического развития республики. 2. Начало отхода от идей НЭПа. В чем заключались причины. Начало развертывания массовых антикрестьянских репрессий. 3. Культурная жизнь в крае. 4. Коллективизация – трагедия казахского крестьянства. Индустриализация: характер, темпы, масштабы, последствия. Характеристика общественно-политической ситуации в Казахстане. 5.Дальнейшее нарастание идеологического и политического террора. Массовые репрессии. Социально-экономическое и политическое положение в республике накануне войны. Образование Каз. ССР. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №10. Казахстан в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 1. Начало войны, ее характер 2.Казахстанцы на фронтах ВОВ. 3.Культура и наука Казахстана в период ВОВ. Задания: 1. Нападение фашисткой германии на СССР. Начало войны, ее характер, первые мероприятия правительства. Участие казахстанцев в Великой отечественной войне. Как происходила мобилизация людских и экономических ресурсов Казахстана для отпора врагу. Казахстан – главный арсенал фронта. Перестройка экономики страны на военный лад. Трудовые подвиги казахстанцев в годы войны. Эвакуация в Казахстан. 2. Казахстанцы на фронтах ВОВ. Первые герои-казахстанцы. 28 панфиловцев. Казахстанцы в период коренного перелома в ходе ВОВ. Боевые подвиги казахстанцев. Народное движения помощи фронту. Участие казахстанцев в строительстве танковых колонн, авиационных эскадрилий. Помощь Казахстана освобожденным районам в восстановлении народного хозяйства. Депортация репрессированных народов в Казахстан в годы войны и их размещение. Участие казахстанцев в партизанском движении в оккупированных районах. Казахстанцы в боях за освобождение народов Центральной и Юго-Восточной Европы от фашистских оккупантов. Разгром империалистической Японии и участие в нем воинов-казахстанцев. 3. Историческое значение победы советского народа в ВОВ. Культура и наука Казахстана в период ВОВ. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №11. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.) 1. Социально-экономическое положение Республики в послевоенный период (1946-1950 гг.). Создание Семипалатинского ядерного полигона. 2. Казахстан в условиях реформ Хрущева. Сельское хозяйство в 50-60 гг. Целина и ее последствия. 3. Реформа 1965 года: цели, задачи и итоги. Задания: 1. Покажите общественно-политическое и экономическое положение в Казахстане после ВОВ. Жертвы авторитарной системы. «Дело Бекмаханова». Политические репрессии 40-50-х годов. Открытие ядерных полигонов на территории Казахстана. 2. Покажите как осуществлялась перестройка экономики страны на мирный лад. Научно-технический прогресс и хозяйственная реформа 1965 г. Состояние сельского хозяйства. 3. Начало освоения целинных и залежных земель в Казахстане, его социально-экономические последствия. Как отразилось освоение целины на этнодемографическую структуру населения Казахстана. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №12. Казахстан в годы «хрущёвской декады» (1953- 1964 гг.) 1. Курс на реформирование сельского хозяйства 2. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане 3. Развитие промышленности и транспорта. 4. «Оттепель» в общественно-политической жизни. Развитие науки и культуры. Задания: 1. Курс на реформирование сельского хозяйства (сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС и его решения (повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, снижение сельскохозяйственных налогов). XX съезд КПСС - развенчание культа личности Сталина, но не радикальный отход от сталинизма. Реформирование в управлении экономикой (совнархозы как принцип территориально-производственного управления народным хозяйством). 2. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане как продолжение курса на экстенсификацию экономики. Экономические, экологические и социальные последствия «целины». 3. Формирование градообразующих производств и новых городов. Военно-промышленный комплекс: строительство космодрома «Байконур». Развитие процессов урбанизации населения. 4. Хрущевские социальные иллюзии («догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока, масла», «сравнять грани между городом и деревней» и т.д.). Подвижки в сфере благосостояния общества (жилищно-коммунальное строительство, увеличение производства товаров широкого потребления и расширение их ассортимента и т.д.). «Оттепель» в общественно-политической жизни. Развитие науки и культуры. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №13. Политика «перестройки» в Казахстане (1985-1991гг.) 1 Основные этапы политики «перестройки» и их характеристика. 2 События декабря 1986 г. в Алма-Ате - демонстрация кризиса этноцентристской политики Советского государства. 3. Попытки создания неформальных объединений: от экологических и национально-культурных движений к первым общественно-политическим объединениям. 4. Обострение системного кризиса накануне развала СССР Задания: 1. Основные этапы политики «перестройки» и их характеристика. Неспособность административно-командной системы к реформированию: нарастание системного кризиса. События декабря 1986 г. в Алма-Ате - демонстрация кризиса этноцентристской политики Советского государства. Крах иллюзий о возможности демократизации общественных отношений в условиях государственного тоталитаризма. 2. Попытки создания неформальных объединений: от экологических и национально-культурных движений к первым общественно-политическим объединениям. 3. Обострение системного кризиса накануне развала СССР. Обнажение несостоятельности советской экономической и социально-политической модели развития. Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32]. Тема семинара №14. Казахстан на пути к независимости 1. Провозглашение государственного суверенитета РК. 2. Развертывание демократических процессов в РК. Конституция РК. 3. Казахстан в условиях демократизации и независимости. Роль в СНГ. 4. Культура Казахстана в условиях независимости. 5. Экономическое развитие Казахстана на современном этапе. 6. Межнациональные отношения. Судьбы казахской диаспоры. 7. Послание Н. Назарбаева народу «Казахстан-2030» Задания: 1. Развал тоталитарной системы. Каковы причины распада СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР. Всенародные выборы Президента. Принятие Конституции РК (1993, 1995 гг.). 2. Экономика Казахстана в период перехода к рынку и ее характер. Приватизация и либерализация цен. Деятельность акционерных обществ и частных предприятий. Роль иностранных инвестиций в экономике Казахстана. Введение национальной валюты. Перестройка в системе образования, подготовки кадров. Современные культурные процессы в Казахстане. 3. Проблемы интеграции Казахстана со странами Ближнего и Дальнего зарубежья. Казахская диаспора зарубежом. 4. Охарактеризуйте государственные символы РК. Раскройте деятельность современных политических партии и общественных движений в Казахстане. Причины образования Ассамблеи народов Казахстана. Религии и религиозные конфессии в Казахстане. Проблемы экологии на современном этапе. Суть внешней политики Казахстана. 5. Вступление Казахстана в ООН и другие международные организации. Перенос столицы Казахстана. Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан – 2030». Методические рекомендации по выполнению задания (кратко): Изучение и осмысление учебного материала должно сопровождаться уяснением содержания основных понятий и закреплением материала в виде конкретных примеров явлений, процессов и др. Литература: [1-32].
|