Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование использования земель водного фонда






 

Механизм пользования землями водного фонда, выполнения комплекса водоохранных мероприятий и проведения эксплуатационных работ для создания благоприятных условий содержа-ния этих земель определен в постановлении Кабинета Министров Украины от 13 мая 1996 г. № 502 «Об утверждении Порядка пользования землями водного фонда». Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды. В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. В ст. 5 Водного кодекса дана конкретизация водных объектов общегосударственного и местного значения. Такое разделение водных объектов обуславливает особенности правового регулирования их использования и охраны. К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды, территориальное море, поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются в пределах более одной области, а также их притоки всех порядков, водные объекты в пределах природно-заповедного фонда общегосударственного значения и водные объекты, отнесенные к категории лечебных. К водным объектам местного значения относятся поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к категории общегосударственного значения. Всего на территории Украины находятся 277 водных объектов местного значения, перечень которых утвержден приказом Госвод-хоза Украины от 3 июня 1997 г. № 41 «Об утверждении Перечня рек и водоемов, отнесенных к водным объектам местного значения».

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые и прилегающие к водным объектам общегосударственного значения, удовлетворяющие государственные и общественные нужды. В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые и прилегающие к водным объектам местного значения, удовлетворяющие общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти и органов местного самоуправления могут бесплатно передаваться в частную собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до 3 гектаров), а значит, и земли водного фонда, на которых эти объекты находятся или которые прилегают к таким водоемам. Следовательно, водные объекты площадью свыше 3 гектаров могут находиться только в государственной или коммунальной собственности.

Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы. В ч. 2 ст. 59 Земельного кодекса не содержатся какие-либо ограничения по отношению к субъектам права частной собственности на замкнутые природные водоемы, а лишь указывается, что ими могут быть как физические, так и юридические лица. Однако анализ оснований возникновения права частной собственности на землю для граждан и юридических лиц, предусмотренных статьями 81 и 82 Земельного кодекса, приводит к выводу, что по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земли водного фонда (общей площадью до 3 гектаров) могут быть бесплатно переданы только гражданам Украины и юридическим лицам, учрежденным гражданами Украины или юридическими лицами Украины.

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования. Согласно ч. 3 ст. 59 Земельного кодекса в постоянное пользование земли водного фонда могут предоставляться по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только государственным водохозяйственным организациям для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. п. Законодатель ограничивает круг субъектов, осуществляющих право постоянного пользования этой категорией земель, как по формам собственности, так и по целям использования.

Земельный кодекс в ч. 1 ст. 92 определяет право постоянного пользования земельным участком как право владения и пользования последним, находящимся в государственной и коммунальной собственности, без установленного срока. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для определенных законодателем целей: ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и т. п. Всем другим юридическим и физическим лицам земли водного фонда в постоянное пользование не предоставляются, они могут пользоваться землями этой категории только на условиях аренды.

Право пользования земельным участком на землях водного фонда возникает после установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения соответствующего документа, удостоверяющего это право. Право собственности и право постоянного пользования землями водного фонда удостоверяются государственным актом, который выдается и регистрируется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месторасположению земельного участка.

Формы государственных актов на право собственности и на право постоянного пользования земельным участком утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 г. № 449 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на земельный участок и государственного акта на право постоянного пользования земельным участком».

Органы исполнительной власти или местного самоуправления из земель водного фонда могут передавать гражданам и юридическим лицам на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п.

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Арендаторами земельных участков водного фонда могут быть граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения, а также иностранные государства. Арендодателями земельных участков водного фонда могут выступать их собственники или уполномоченные ими лица, предусмотренные ст. 5 Закона «Об аренде земли». Пользование земельными участками водного фонда для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. на условиях аренды осуществляется арендатором в соответствии с договором аренды и учетом требований по охране водоемов от загрязнения, засорения и заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Законом «Об аренде земли» и ст. 93 Земельного кодекса, а отношения, связанные с арендой водных объектов, — ст. 51 Водного кодекса. В настоящее время водное и земельное законодательство по-разному подходят к возможности передачи в аренду водных объектов. Так, Водный кодекс допускает аренду только водных объектов местного значения для определенных целей, аренда же водных объектов государственного значения им не предусмотрена. Новый Земельный кодекс предусматривает аренду земель водного фонда для определенных целей независимо от значения и правового режима водного объекта.

Использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями. Пользование землями водного фонда осуществляется с учетом требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения, заиливания, а также с соблюдением государственных норм, правил и санитарных требований.

В соответствии с приказом Госводхоза от 29 февраля 1996 г. № 29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добычу песка, гравия, прокладывания кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда» на землях водного фонда, в том числе на прибрежных защитных полосах, земельных участках дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов, могут проводиться работы, связанные со строительством, углублением дна, добычей полезных ископаемых (кроме песка, щебенки, гравия в руслах малых и горных рек), прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, буровые и геологоразведочные работы при условии получения разрешения. Разрешение сроком до одного года выдается органами водного хозяйства по согласованию: с местными органами исполнительной власти, государственными органами охраны окружающей природной среды, геологии, земельных ресурсов, соответствующими водопользователями, собственниками земли и землепользователями во всех случаях.

Разрешение на работы, которые требуют разработки проекта (строительные, дноуглубительные, по добыче строительных материалов, взрывные, прокладка коммуникаций и трубопроводов), является основанием для выполнения проектно-изыскательских работ в порядке, установленном действующим законодательством.

Использование земли в Украине является платным согласно ст. 2 Закона от 3 июля 1992 г. «О плате за землю» в редакции Закона от 19 сентября 1996 г. Это правило касается только специального использования земель всех категорий, поскольку общее землепользование осуществляется бесплатно. Плата за пользование земельными участками водного фонда вносится их собственниками или пользователями (в том числе и арендаторами) в виде земельного налога или арендной платы. Налог за земельные участки водного фонда уплачивается в размере 0, 3% от денежной оценки единицы площади пашни по области.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал