Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим использования земель промышленности






Промышленные предприятия, расположенные на землях несельскохозяйственного назначения, — это предприятия, обязательным элементом деятельности которых является производство продукции, переработка сырья, разработка недр. В зависимости от основной деятельности промышленные предприятия можно подразделить на различные виды: производящие, обрабатывающие, добывающие и т. д. Следствием этого являются особенности правового статуса земель, на которых располагаются такие предприятия. Так, земли производящей и обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных помещений и сооружений соответствующих предприятий — заводов, комбинатов, фабрик и их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых зданий и иных сооружений. Земли промышленных предприятий, расположенных в пределах городской или поселковой черты, относятся к землям жилищной и общественной застройки.

Землепользование промышленных предприятий на землях несельскохозяйственного назначения наиболее распространено. При этом субъектами права на землю являются государственные, коммунальные, корпоративные, кооперативные и частные предприятия, а также граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Государственным и коммунальным предприятиям земельные участки предоставляются на праве постоянного пользования, а корпоративным, кооперативным, частным предприятиям и гражданам — на праве аренды или продаются им в собственность. В случаях приватизации предприятий отечественными юридическими или физическими лицами последние имеют право выкупа земельных участков, необходимых для их обслуживания (Указ Президента Украины от 12 июля 1995 г. № 608/95 «О приватизации и аренде земельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности»).

Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и проектно-технической документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения. Промышленное предприятие, в пользу которого производилось изъятие сельскохозяйственных земель, обязано возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям связанные с этим убытки, включая упущенную выгоду. Хозяйственное управление землями производящей и обрабатывающей промышленности осуществляют министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия.

Вокруг промышленных предприятий в зависимости от характера производства создаются санитарно-защитные и охранные зоны в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке. Этими же нормами определяется правовой режим использования земель санитарно-защитных и охранных зон, в пределах которых запрещено жилищное строительство. Собственники земли и землепользователи, земли которых оказались в пределах санитарно-защитных и охранных зон, не лишаются права собственности или пользования ими. Права и обязанности предприятий производящей и обрабатывающей промышленности, как субъектов права на землю, имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются статьями 90, 91, 95 и 96 Земельного кодекса.

Землепользование предприятий горнодобывающей промышленности тесно связано с использованием недр земли, равно как отношения по недропользованию связаны с земельными отношениями. Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся горными разработками и горным промыслом, т.е. разработкой и добычей полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий входят в состав горных отношений.

Земельные отношения, связанные с деятельностью предприятий добывающей промышленности, составляют особую группу отношений, отличающуюся своей спецификой. Недра наряду с землей, водами, атмосферным воздухом и лесной растительностью являются самостоятельными объектами окружающей природной среды, хотя и находятся во взаимной зависимости с ними в общей системе природопользования. Согласно ст. 1 Кодекса Украины о недрах они представляют собой часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. По этой причине недра не входят в понятие земли как земной поверхности. Их следует отличать от полезных ископаемых, которые могут выходить на земную поверхность, соединяясь с землями, и иметь широкое пространственное распространение.

Все полезные ископаемые подразделяются на ископаемые общегосударственного (рудные и нерудные; твердые, жидкие и газообразные) и местного (песок, глина, камень, гравий, гипс, известь) значения. Их отнесение к той или иной категории осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению Минэкоресурсов. Такое разграничение является юридическим основанием установления правового режима различных участков недр.

Содержание правового режима участков недр определяет порядок предоставления этих участков, право пользования ими, характер регулирования иных отношений по недропользованию. Недра являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование, в том числе в аренду. Это не означает, что земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, не могут находиться в частной собственности. Однако сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, — это объект собственности народа Украины, осуществляющего свое право собственности через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления.

Используемые и неиспользуемые участки недр, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, составляют государственный фонд недр. Управление этим фондом, его использование и охрану осуществляют Кабинет Министров, Минэкоресурсов, Министерство труда и социальной политики, иные государственные органы, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти на местах в соответствии с законодательством.

Субъектами права пользования недрами могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане, а также иностранные юридические и физические лица. В соответствии со ст. 15 Кодекса о недрах они предоставляются в постоянное или временное пользование. Временное пользование недрами может быть краткосрочным (до 5 лет) и долгосрочным (до 20 лет). В случае необходимости сроки временного пользования недрами могут продлеваться. Постоянное пользование недрами не имеет установленного срока. Течение срока начинается со дня получения специального разрешения или лицензии на право пользования недрами, если самим решением не предусмотрено иное.

Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится в порядке, установленном земельным законодательством. Согласно ч. 4 ст. 66 Земельного кодекса земельные участки для пользования недрами предоставляются пользователям после получения ими специальных разрешений или лицензий на пользование недрами либо горными отводами и восстановления в установленные сроки земель согласно утвержденному проекту их рекультивации на отработанных площадях.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Предоставление лицензий осуществляется после предварительного согласования с соответствующим местным советом вопроса о предоставлении земельного участка для указанных нужд, кроме случаев, когда в предоставлении земельного участка нет потребности.

Право на пользование недрами удостоверяется актами о предоставлении горных отводов. Порядок предоставления последних определен в соответствующем Положении (Постановление Кабинета Министров Украины от 27 января 1995 г. № 59 «Об утверждении Положения о порядке предоставления горных отводов»). Горным отводом является часть недр, предоставленная пользователям для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с их добычей. Пользование недрами за пределами горных отводов запрещено законом. Границами горных отводов считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Пользование недрами без предоставления горного отвода или лицензии осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом о недрах. Так, для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, а также добычи пресных подземных вод и разработки месторождений торфа предоставление горных отводов не требуется.

Собственники земли и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без лицензий и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых целей полезные ископаемые местного значения, торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров, а также использовать недра для других хозяйственных и бытовых целей. Добыча полезных ископаемых местного значения и торфа с применением специальных технических средств, которые могут привести к нежелательным изменениям окружающей природной среды, согласовывается с местными советами и органами Минэкоресурсов на местах.

Права и обязанности землепользователей и условия пользования земельными участками, предоставленными для горных разработок, установлены нормами статей 66, 90, 91, 95 и 96 Земельного кодекса, главой 3 Кодекса о недрах, Законом от 19 ноября 1997 г. «О добыче и переработке урановых руд», Положением о порядке предоставления горных отводов и конкретизируются в решениях о предоставлении таких земельных участков:

1) Пользователи земельных участков имеют право вести застройку в соответствии с целевым назначением предоставленных им земель,

2) использовать лес, водные объекты для своих нужд, если в решении не указано иное.

3) Они обязаны по окончании работ приводить занимаемые ими земли в состояние, пригодное для их использования по прежнему целевому назначению. В частности, земельные участки, высвобождаемые землепользователями на предоставленных им сельскохозяйственных землях либо лесных угодьях, должны быть приведены в состояние, пригодное для их использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, жилищном строительстве или садоводстве.

4) В случаях нарушения почвенного покрова в процессе недропользования соответствующие субъекты обязаны снимать и хранить верхний плодородный слой земельных участков, а в последующем производить землевание, т.е. наносить эту землю на малопродуктивные участки или участки без почвенного покрова для вовлечения их в сельскохозяйственное производство.

5) Кроме того, земле- и недропользователи обязаны своевременно осуществлять рекультивацию нарушенных земель и передавать их в установленные сроки землепользователям, у которых они были изъяты. Условия и сроки восстановления этих земель, а также порядок их передачи прежним владельцам определяются органами, предоставившими земельные участки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал