Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Водный транспорт
Земли водного транспортав зависимости от его вида подразделяются на земли морского и речного транспорта, правовой режим которых несколько различается. К землям морского транспорта относятся земли, предоставленные под: - морские порты с набережными, площадками, причалами, вокзалами, строениями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; - гидротехнические сооружения; судоремонтные заводы, мастерские, базы, склады, радиоцентры; - служебные и культурно-бытовые помещения и иные сооружения, предназначенные для обслуживания морского транспорта. К землям морского транспорта не относятся территории, насыпанные или намытые в акватории на денежные средства портов. Правовой режим использования этих земель определяется в основном: - Земельным кодексом, - Законом «О транспорте», - Кодексом торгового мореплавания Украины, - Водным кодексом, - а также Правилами охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1996 г. № 269 в редакции постановления от 29 марта 2002 г. № 431. Земельные участки для указанных целей предоставляются в собственность, постоянное пользование и в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших эти участки. Права и обязанности землепользователей установлены статьями 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса, а также нормами специальных нормативных актов. Строительство на территории портов или на подходах к ним объектов, не соответствующих целевому назначению этих земель, возможно только по согласованию с администрацией портов, судостроительных и судоремонтных заводов, баз и с органами управления морским транспортом. Земли речного транспорта — это земли, предоставленные под: - порты, специализированные причалы, пристани и затоны[1] со всеми техническими сооружениями и оборудованием, предназначенным для обслуживания речного транспорта; - пассажирские вокзалы, павильоны и причалы; - судоходные каналы, судоходные, энергетические и гидротехнические сооружения, служебные строения; берегоукрепительные сооружения и насаждения; - специальные насаждения для выращивания древесины, в том числе деловой[2]; - узлы связи, радиоцентры и радиостанции; - строения, береговые навигационные знаки, судоверфи и иные объекты, обеспечивающие работу речного транспорта. Правовой режим земель речного транспорта определяется: - Земельным и Водным кодексами, - Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, - а также постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 1998 г. № 2024 «О правовом режиме зон санитарной охраны водных объектов». Земельные участки для нужд речного транспорта предоставляются в порядке, предусмотренном главами 19 и 20 Земельного кодекса, в собственность, постоянное пользование и в аренду речным портам, судостроительным и судоремонтным заводам и другим субъектам. Их права и обязанности как землепользователей определены статьями 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса. В целях охраны водных объектов, предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду, а также обеспечения безопасности хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих пользование землями водного фонда, Водный кодекс закрепил следующие виды охранных зон: - водоохранные зоны, - прибрежные защитные полосы, - полосы отвода, - береговые полосы водных путей, - зоны санитарной охраны. Водоохранные зоны устанавливаются вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и иных водоемов с целью создания наиболее благоприятного режима для данных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, а также уничтожения околоводных растений и животных. Эти зоны являются природоохранными территориями регулируемой хозяйственной деятельности, на которых запрещается: использование стойких и сильнодействующих пестицидов; устройство кладбищ, скотомогильников, свалок и полей фильтрации; сброс неочищенных сточных вод с использованием рельефа местности (балок, карьеров и т. п.), а также в ручьи. Порядок определения размеров и границ водоохранных зон, а также режимов ведения хозяйственной деятельности в них устанавливается Кабинетом Министров. Прибрежные защитные полосы представляют собой земельные участки, которые выделяются в пределах водоохранных зон рек, морей, озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и сохранения их водности. Такие полосы устанавливаются по обоим берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды. Ширина прибрежных защитных полос зависит от размеров водных объектов и их экологической значимости. Так, в соответствии со ст. 88 Водного кодекса вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов ширина прибрежной защитной полосы должна составлять не менее двух километров от уреза воды. Прибрежные защитные полосы являются природоохранными территориями с режимом ограниченной хозяйственной деятельности, на которых вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки почвы для залужения и залесения), а также садоводство и огородничество; хранение и применение пестицидов и удобрений; устройство летних лагерей для скота; строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; мойка и обслуживание транспортных средств и техники; устройство свалок, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т. п. Кроме того, согласно ст. 90 Водного кодекса прибрежные защитные полосы вдоль морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах входят в зону санитарной охраны моря (Зоны санитарной охраны создаются с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, удовлетворения лечебных и оздоровительных нужд и делятся на пояса особого режима) и поэтому могут использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией. Полосы отвода предназначаются для обеспечения эксплуатационных нужд и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов, входящих в состав оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и речных плотин. Земельные участки в пределах полос отвода предоставляются для создания водоохранных лесонасаждений, возведения берегоукрепительных и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. п. Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, за пределами населенных пунктов выделяются в установленном порядке береговые полосы водных путей. Земли этих полос в соответствии со ст. 92 Водного кодекса не изымаются у собственников и землепользователей и используются в соответствии с действующим законодательством. Размеры береговых полос и режим пользования ими устанавливаются в соответствии с проектами, которые разрабатываются и утверждаются водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.
|