![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективные предпосылки интеграции экономики Татарстана в мировое хозяйство.
В феврале 1994 года был подписан Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ». Помимо Договора были подписаны также 11 межправительственных соглашений с Российской Федерацией, определивших механизм реализации этого основного документа. Договор определял статус Республики Татарстан как государства, объединенного с РФ, и устанавливал как исключительную компетенцию РТ, так и полномочия, осуществляемые совместно республиканскими и федеральными органами государственной власти. Договор определял и перечень исключительных полномочий, реализуемых федеральными органами государственной власти на территории РТ, как суверенной республики с особым статусом. Основная часть республиканских полномочий, в которых проявляются суверенитет и государственность Татарстана, осуществляется совместно с федеральными органами власти и включает в себя: - организацию мобилизационной подготовки народного хозяйства; - руководство разработкой и производством вооружений и военной техники на территории РТ; - координацию международных и внешнеэкономических связей; - установление и поддержание отношений с субъектами РФ; - участие в международных связях, установление отношений с иностранными государствами и заключение с ними соглашений, не противоречащих Конституции и международным обязательствам РФ, участие в деятельности соответствующих международных организаций; - самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с отдельным соглашением; - решение в соответствии с отдельным соглашением вопросов конверсии на предприятиях, находящихся в государственной собственности РТ. Наряду с Договором важное правовое значение для закрепления полномочий РТ в сфере социально-экономических отношений имели межправительственные соглашения, заключенные во исполнение упомянутого Договора. Так, согласно соглашению между Правительством РФ и Правительством РТ от 15 февраля 1994 г. О разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей, к совместному ведению федеральных и республиканских органов было отнесено решение следующих вопросов: - защита экономических интересов РТ, предприятий, организаций и граждан РТ за рубежом; - установление количественных ограничений на экспорт квотируемой продукции, производимой в РТ, в том числе нефти и продуктов нефтехимической переработки; - регулирование платежно-расчетных отношений с иностранными государствами; - установление торгово-экономического режима в отношениях с иностранными государствами, международными торгово-экономическими и валютно-финансовыми организациями; - лицензирование инвестиций РТ за рубежом. К исключительному ведению РТ в области внешнеэкономической деятельности относилось решение следующих вопросов: - заключение внешнеэкономических соглашений с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями других стран; - заключение торгово-экономических соглашений РТ с иностранными государствами; - привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов, ссуд под гарантии Правительства РТ, контроль за их использованием; - формирование и контроль за использованием валютного фонда РТ; - разработка и проведение политики привлечения иностранных инвестиций на территории РТ; -предоставление государственных гарантий участникам внешнеэкономической деятельности РТ; - участие в работе международных экономических и финансовых организаций и органов; - получение помощи от зарубежных партнеров и ее использование; - предоставление кредитов, ссуд и помощи зарубежным партнерам; - создание свободных экономических зон на территории РТ. Таким образом, экономическая самостоятельность Татарстана, недотационность республики со стороны Федерации, серьезная нормативная база, позволяющая конструктивно разрешать всевозможные споры в отношении вопросов собственности, международных связей, транспорта, коммуникаций, добычи сырья и военного строительства, между органами государственной власти РТ и РФ позволили выделиться республике как одному из политически и экономически стабильных регионов. В настоящее время Татарстан имеет соглашение почти со всеми государствами Содружества и регионами Российской Федерации. Практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной интеграции Татарстана в мировую экономику. В целом можно сказать, что за пройденный период Татарстан выработал основные принципы и подходы к развитию своей международной деятельности, сформировал необходимую организационно-правовую и кадровую основу, инфраструктуру внешних связей, наладил механизм координации внешнеэкономической деятельности с федеральными органами власти.
|