Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические аспекты проблемы современного рынка труда.






1.1. Понятие и сущность рынка труда.

 

Рыночные отношения предполагают существование и функ­ционирование множества рынков, которые охватывают разнообразные области человеческой деятельности. Существуют такие рынки, как рынок сырья, мате­риалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных иссле­дований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Среди них свое место занимает и рынок труда.[1]

Рынок труда — это система общественных отношений, свя­занных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и прода­жей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продав­цы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспе­чивающий согласование цены и условий труда между работодателя­ми и наемными работниками.

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечи­вают себе получение средств существования и жизнедеятельности.

Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде.

Экономическими предпосылками рынка труда являются: [2]

■ экономическая свобода, либерализация экономики, в осно­ве которой лежит право частной собственности на средства произ­водства;

■ свобода труда, которая предполагает запрет принудительного труда;

■ свобода предпринимательской деятельности;

Социальные предпосылки рынка труда заключаются в нали­чии социального неравенства между людьми по уровню доходов, стажу и опыту работы, по ум­ственным способностям, уровню образования, личным качествам. Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бед­ных, а также так называемого среднего класса. Однако социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государствен­ная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринима­тельстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др.

В России юридические предпосылки рынка труда определены прежде всего Конституцией РФ (декабрь 1993 г.), в ст. 7 которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для обеспечения конституционных прав и гарантий в России приняты кодексы законов и федеральные законы, детально регла­ментирующие и раскрывающие права и обязанности граждан и раз­ных органов управления. Среди них:

■ Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г.), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частно­сти социального партнерства в сфере труда;

■ Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпри­нимательской деятельности;

■ Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения в Российской Федерации). Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ «О коллек­тивных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) (далее — Закон о коллективных договорах и соглашениях), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос­ти» (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда.

Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осущест­вляется через выполнение рынком труда ряда функций: [3]

а) организация встречи продавцов и покупателей труда;

б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон
рыночного взаимодействия;

в) установление равновесных ставок заработной платы;

г) способствование решению вопросов занятости населения.

Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффек­тивность рынка труда являются важнейшими макроэкономически­ми факторами эффективности развития общества и его экономики.

Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функци­онирования каждого из этих элементов.

Составными частями, или элементами, рынка труда являются:

■ стороны рыночных отношений или субъекты рынка (рабо­тодатели или их представители и ищущие работу люди);

■ конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и пред­ложения труда, определяющая ставки заработной платы на кон­кретные виды труда и уровень занятости населения;

■ правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

■ органы службы занятости населения (департаменты, цент­ры, бюро и др.);

■ инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, реклам­ные фирмы и др.);

■ альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.);

■ система социальных выплат и гарантий для граждан, вы­свобождаемых из производства, переводимых на новое место рабо­ты, безработных;

■ система финансирования политики занятости и служб за­нятости населения.

Дискуссионным является вопрос об объеме рынка труда, т.е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его субъектом.

Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все эконо­мически активное население, а спрос на труд определяется суммар­ной численностью занятых и вакантных рабочих мест.[4] Аргумента­цией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно про­исходят изменения условий занятости, возникает необходимость дви­жения работников (по профессиям, должностям и уровням квали­фикации), территориального перемещения и др.

Другая точка зрения, состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как они уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную.[5]

Исходя из этих соображений, можно утверждать, что на рын­ке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей:

■ те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и го­товы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистри­рованные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищу­щие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе;

■ те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыс­кивает другое место основной или дополнительной работы;

■ занятые, но явно рискующие потерять работу в силу пре­тензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей составляют предложение труда на рынке труда. Величина спроса на труд определяется совокупно­стью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работни­ками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену.

Отношения на рынке труда реализуются главным образом че­рез государственные и негосударственные учреждения занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы пред­приятий и учреждений или же напрямую между работником и рабо­тодателем.

Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или кон­тракт.

Рынок труда находится в непрерывном движении, за которым следят и оказывают на него воздействие государственные учрежде­ния, ведающие вопросами занятости населения. Эти функции вы­полняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), с се­редины 2004 г. находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России. В субъектах Российской Федерации действуют государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости насе­ления). Эта служба и ее учреждения наряду с Федеральной служ­бой государственной статистики (Росстат) ведут статистику занято­сти населения и безработицы.

1.2. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия

 

Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от национальных и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам: [6]

• субъекты рынка;

• юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;

рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция);

• безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

• инфраструктура рынка труда;

• альтернативные виды деятельности.

К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы. В западных странах в борьбе за свои права наемным работникам удалось добиться немало уступок со стороны работодателей и государства, в первую очередь, повышения заработной платы и снижения продолжительности рабочего дня, улучшения условий труда и многого другого.

Однако, в последнюю треть XX в. в ряде стран, особенно в США, авторитет профсоюзов и их деятельность ослабли.[7]

В России наиболее массовыми являются профсоюзы, объединенные в Федерацию независимых профсоюзов. Профсоюзы в России еще слабы, им не удается добиться решения своих самых насущных задач - повышения заработной платы, прежде всего минимальной, до уровня прожиточного минимума, проведения ее индексации в связи с инфляцией, своевременной выплаты (для многих коллективов предприятий).

Наемные работники России еще полностью не осознали своих интересов и возможности отстаивать их перед работодателями и государством.

К работодателям относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:

• функции создания условий для развития рыночных отношений,

• обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;

• разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;

• защиту всех субъектов рынка труда;

• регулирование рынка труда;

• функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

Государство в современной рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия ее развития. Российское государство тоже должно предпринимать все необходимые усилия в этом направлении, опираться на достижения экономической науки в целом, а не только на представления отдельных школ.

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.

Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.

2. Механизм регулирования рынка труда.

2.1. Спрос и предложение на рынке труда.

 

Механизм функционирования рынка труда складывается из двух частей.

Во-первых, механизма рыночного саморегулирования на ос­Аоч существования объективных, не зависящих от воли людей рыночных законов спроса и предложения. Во-вторых, механизма регламентации вопросов занятости и безработицы: [8]

а) со стороны государства, способного оказывать влияние через трудовое законодательство;

б) со стороны региональных, муниципальных и местных органов власти по отношению к региональным и локальным рынкам труда;

в) со стороны общественных организаций, прежде всего профессиональных союзов, представляющих интересы определенных
групп трудящихся.

Механизм рыночного саморегулирования действует в резуль­тате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда.

Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количе­ство услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют рабо­тодателя, ищущего им замену.

Спрос на труд зависит прежде всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой — заработной платой — выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции вели­чина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Графическое изображение этой взаимосвязи называется кривой спроса.

Представим зависимость между уровнем заработной платы и величиной спроса на труд в виде показателей (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость уровня заработной платы и величины спроса на труд

 

Вариант Заработная плата (3), тыс. руб. Спрос на труд (Т), человек
А 4, 0  
Б 3, 0  
В 2, 0  
г 1, 5  
д 1, 0  

 

 

Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как спрос на продукты производства, уро­вень технологии производства, цена капитала.

Рассмотрим, как проявляются эффекты, если меняется один из названных выше факторов воздействия на величину спроса на труд при неизменности других факторов.

При изменении цены труда эффект масштаба сказывается следующим образом. Возьмем случай, когда величина заработной платы увеличивается. Здесь просматривается такая цепочка зависи­мостей:

рост заработной платы — > рост затрат на производство—> рост цены продуктов производства —> сокращение спроса на продукты производства —> снижение объема производства—> снижение занятости на производстве.

В случае уменьшения величины заработной платы цепочка зависимостей будет выглядеть следующим образом:

снижение заработной платы —> уменьшение затрат на производство -> сокращение цены продуктов производства —> увеличение спроса на продукты производства -> рост объема производства —> рост занятости на производстве.

При росте заработной платы может проявиться и эффект замеще­ния. Суть его состоит в том, что цепочку: «рост заработной платы —> рост затрат на производство…» можно разорвать и добиться не роста, а уменьшения затрат на производство путем применения трудощадящей технологии — такой, которая заменит работников и, как следствие, сократит занятость на производстве.[9]

В приведенных случаях число требуемых работников можно определить, двигаясь по кривой спроса либо вверх влево, либо вниз вправо. Положение самой кривой спроса на графике не меняется.

Рассмотрим, как реагирует спрос на труд, если цена труда, цена капитала и технология остаются неизменными, но меняется спрос на продукт производства. В этом случае при увеличении спроса на продукт производства предприниматели будут увеличивать объем производства, эффект масштаба приведет к увеличению спроса на труд, кривая спроса Ci—С\ сдвинется вправо и займет положение С2—С2 (рис. 1). Эффекта замещения в этих условиях не возника­ет. То же произойдет, если, например, летом увеличился сезонный спрос на уличных продавцов. В этом случае кривая спроса Ci—Ci переместится в новое положение Сг—Сг, заработная плата не изме­нится, а спрос возрастет.

Рис. 1. Изменение спроса на труд под влиянием эффекта масштаба

 

Изменение спроса на труд при изменении величины предло­Аоче капитала и, соответственно, при изменении его цены и не­Аочее величине других факторов создаст следующую цепочку зависимостей:

падение цены капитала —> снижение издержек производства —> рост объемов производства —> рост занятости.

 

Здесь проявляется эффект масштаба. Заработная плата не меняется, а спрос на труд растет. Падение цены капитала может привести и к эффекту замеще­ния, когда вместо труда будут использоваться капиталоемкие техно­логии, заменяющие труд наемных работников. Спрос на труд сокра­тится. Кривая спроса сдвинется влево (рис. 2).

 
 

В рассмотренных примерах в спросе на труд имеют место противоборствующие эффекты. Эффект масштаба сдвигает кривую спроса вправо, а эффект замещения — влево. Тот из эффектов, кото­рый действует сильнее, и определяет направление сдвига кривой спроса на труд.

Кривые спроса на труд индивидуальны для каждого предприятия, каждой отрасли экономики, каждого региона. Синтез этих кривых покажет обобщенное положение кривой спроса на труд в масштабе страны, экономики.

Предпринимателя может интересовать не только направление изменения спроса на труд, но и величина изменения спроса в зависимости от воздействия разных факторов. Степень реакции одного показателя на изменение другого связанного с ним показателя называется эластичностью. Она показывает, на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой на один процент. Коэффициент ценовой эластичности спроса на труд определяют по формуле: [10]

где ДС — прирост (-Д — сокращение) величины спроса на труд, %;

ДЦ — прирост (-Д — сокращение) цены труда, %.

Показатель ценовой эластичности спроса всегда будет отрица­тельной величиной, так как прирост величины спроса (+АС) будет следствием сокращения цены труда (-АЦ), и наоборот. Для оценки эластичности часто знак «-» опускают и пользуются только абсо­лютным значением величины эластичности.

Если абсолютная величина показателя эластичности будет меньше единицы, то спрос относительно неэластичен, т.е. измене­ние цены труда приводит к меньшему изменению спроса на труд (рис. 3а); если абсолютная величина показателя эластичности будет больше единицы, то спрос относительно эластичен, изменение цены труда приводит к большему изменению спроса на труд (рис. 3б); если коэффициент эластичности равен единице, то такое положе­ние, когда изменение цены труда ведет к точно такому же измене­нию спроса на труд, называют единичной эластичностью (рис. 3 в).

Рис. 3. Выражения эластичности спроса на труд: а — спрос неэластичен; б — спрос эластичен; в — единичная эластичность

 

Крайними случаями эластичности будут ситуации для рынка труда, в основном чисто теоретические:

а) спрос абсолютно эластичен — цена труда не меняется независимо от спроса на труд (линия спроса будет горизонтальна, т.е.
параллельна оси абсцисс);

б) спрос абсолютно неэластичен — изменение цены труда не отражается на величине спроса на труд (линия спроса вертикальна).

Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его опла­ты. Взаимосвязь между предложением труда и его ценой — заработ­ной платой — выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершен­ной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены.

Представим зависимость между уровнем заработной платы и величиной предложения труда в виде показателей (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость уровня заработной платы и величины предложения труда

 

Вариант Заработная плата (3), тыс. руб. Предложение труда (Т), человек
А 1, 0  
Б 1, 5  
В 2, 0  
Г 3, 0  
д 4, 0  

 

Если на графике по оси ординат обозначить величину заработ­ной платы, а по оси абсцисс — величину предложения труда в виде числа работников, предлагающих свой труд, то зависимость этих ве­личин будет выражена поднимающейся вверх слева направо вогнутой кривой П—П, показывающей, что по мере роста размера заработной платы величина предложений труда будет возрастать и, наоборот, при понижении размера заработной платы величина предложений наем­ного труда будет падать.

На величину предложения труда помимо уровня оплаты тру­да оказывают влияние: численность экономически активного насе­ления, его профессионально-квалификационная структура, средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.

Изменение уровня оплаты труда перемещает величину предло­Аоче труда вверх или вниз по кривой предложения труда Щ—Ш, если же меняются другие условия труда, то происходит перемеще­ние кривой предложения Ш—Ш вправо или влево в положение Ш— П2 (рис. 7.5, 7.6).[11]

Предложение труда характеризуется поведением людей, по­тенциально представляющих одну из сторон на рынке труда, — тех, кто хотел бы получить оплачиваемую работу. Это поведение опреде­ляет положение и конфигурацию кривой предложения.

 

2.2. Модели рынка труда

 

Механизм действия рынка труда в обобщенном виде характе­ризуется моделями рынка труда.

Под моделью понимается схема построения или описание яв­ления, процесса. Анализ характера спроса и предложения на рынке труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия про­давцов и покупателей труда. Одни из них отражают зависимость трудовых рыночных отношений от степени конкуренции, складыва­ющейся на рынке труда, другие — национальные особенности рын­ков труда. Среди первых — чисто конкурентный рынок труда, монопсонический рынок труда (монополии одного покупателя), модели с учетом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуют три признака:

1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда;
2) с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от

друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;

3) в силу первых двух обстоятельств ни фирмы, ни работники не могут контролировать и диктовать ставки заработной платы.

 


 

Рис 4. Модель чисто конкурентного рынка труда

 

Взаимодействие спроса и предложения на чисто конкурентном рынке может быть представлено кривыми, показанными на рис. 4.

Здесь на вертикальной оси указывают­ся ставки заработной платы (3), а на горизонтальной — количество труда (Т).

Кривая С—С характеризует изменение спроса на труд, она имеет отрицательный угол наклона.

При прочих равных условиях, т.е. для работников одинаковой квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претенду­ет на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.

Кривая П—П отражает изменение предложения труда, она имеет положительный угол наклона. Здесь наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную пла­ту и лишь небольшое число работников согласны работать при низ­ких заработках. В точке пересечения кривых спроса и предложения труда «р» устанавливаются равновесные цена труда и уровень по­требности в труде данной квалификации, т.е. число работников, которое работодатели хотят нанять (Тр) на определенных условиях оплаты труда (Зр), соответствует числу работников, согласных ра­ботать за эту заработную плату.

На таком рынке труда участвует множество фирм, каждая из которых нанимает лишь небольшую часть имеющегося на рынке труда данного вида, так что ставки заработной платы устанавливаются независимо от желания того или иного участника рынка.

Монопсонический рынок труда — рынок с монополией одно­го покупателя. Его характеризуют три признака:

1) работники, занятые определенным видом труда, сосредото­чены в основном на одной фирме;

2) данный вид труда в силу географических или других фак­торов не имеет альтернатив;

3) заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

В малых городах и отдаленных районах при наличии там круп­ного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно ста­новится практически полным монопсонистом по отношению к ра­ботникам. Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число фирм, то в этом случае имеет место олигопсония.

 
 

Процесс установления ставки заработной платы и уровня за­нятости на монопсоническом рынке труда показан на рис. 5. Кривая П—П характеризует предложение труда, т.е. средние из­держки на труд со стороны фирмы. Кривая ПИ показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработ­ной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно приня­тых работников, так как монопсонист будет стремиться избежать недо­вольства из-за разных ставок за равный труд.

Рассмотрим модели с учетом действий профсоюзов. Проф­союзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследу­ют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. Увеличение спроса на труд за счет действий профсоюзов ведет к ро­сту заработной платы (рис.6).

Если спрос на труд увеличится с С\—Ci до Сг—Сг, то ставки заработной платы возрастут с Зр до Зп, а занятость увеличится с Тр До Тп.

Рис 6. Первый вариант модели рынка труда при участии в нем профсоюзов

 

Спрос на труд профсоюзами может увеличиваться путем по­вышения спроса на производимые продукты или услуги при помо­щи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требования у пра­вительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают; влияния на повышение произ­водительности труда через участие в совместных Аочее-административных комитетах и др.

Отраслевые профсоюзы, объединяющие всех работников кон­кретной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они, наобо­рот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения фирмы предложения труда. Особенности такого воздей­ствия открытых профсоюзов на рынке труда показаны на рис.

Рис. 7. Второй вариант модели рынка труда при участии на нем профсоюзов

 

Профсоюз, объединив всех работников и контролируя пред­ложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы Зш ко­торые выше конкурентной ставки Зр. Кривая предложения труда перемещается с П—П в Зп—п—а—П. Занятость работников сокраща­ется с Тр до Тп.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отрасле­вые профсоюзы. Схематично это можно изобразить, объединив мо-нопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов (рис. 8).

Фирма-монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на уровне Зм, а отраслевой открытый профсоюзбудет добиваться установления ставки заработной платы на уровне Зп. В конечном итоге ставка будет приближаться к равновесному уровню Зр. При этом у администрации фирмы пропадает стремле­ние к ограничению занятости до уровня Тм, и она устанавливается в размере Тр. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.

 

 

Рис. 8 Модель рынка труда с двусторонней монополией

 

Понятие о моделях рынка труда, как это отмечено ранее, воз­никает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных странах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она скла­дывается из сочетания и преобладания той или иной системы подго­товки, переподготовки, роста квалификации работников, системы за­полнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др.

Японская модель характеризуется системой трудовых отно­шений, которые основываются на принципе «пожизненного найма», когда гарантируется занятость постоянного работника на предпри­ятии до достижения им возраста 55—60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от количества про­работанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и пе­ремещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая полити­А способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответствен­ности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необхо­димости сокращения производства, как правило, решают эти про­блемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжи­тельности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Модель США отличается децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости со­кращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меня­ется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне увольнения. Коллективными догово­рами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высо­кой географической и профсоюзной мобильности работников и более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы.

Шведская модель характеризуется активной политикой госу­дарства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда — предупреждение безработицы, а не содействие уже поте­рявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется сле­дующими мерами:

■ ограничительная фискальная политика, которая направле­на на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной кон­куренции между фирмами в повышении заработной платы;

■ политика «солидарности» в заработной плате, которая пре­следует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малопри­быльные предприятия сокращать численность работающих, сворачи­вать или прекращать свою деятельность, а высокоприбыльные фир­мы — ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

■ активная политика на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получа­ют значительные субсидии;

■ поддержка занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение соци­альных задач.

Рассмотренные модели национальных рынков не являются статичными, неизменяемыми. Они зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка. На их успехи или неудачи влияет умение приспосабливаться к новым возникающим в экономике стра­ны изменениям.

 


3. Особенности безработицы и занятости в зарубежных странах.

3.1 Особенности безработицы в развитой экономике.

Безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство материального богатства.

Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла. При этом экономический цикл непосредственно определяет состав безработицы. На фазе экономического спада безработица состоит из трех основных элементов: фрикционной, структурной и циклической. На фазе подъема и экономического роста достигается состояние полной занятости. Однако полная занятость, как раньше отмечалось, не означает отсутствие безработных. Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и в сумме составляющей естественный уровень безработицы.

В развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3, 5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия.

Естественная норма безработицы в значительной степени зависит от демографической структуры рабочей силы.

Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике, чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот.

В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает анти-стимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто.

Уровень безработицы в различных развитых странах различается в широких пределах от 3-4% в Японии и до 20% в Испании. Наибольший рост безработицы наблюдался в странах Западной Европы. Рост безработицы был вызван, во-первых, увеличением предложения рабочей силы за счет увеличения трудоспособного населения. Которое, в свою очередь было вызвано иммиграцией и пополнением рабочей силы женщинами. Еще в 60-е и 70-е годы США и Канада имели наибольший уровень безработицы среди развитых стран. Тогда безработица в Западной Европе была почти вдвое меньше уровня безработицы в США. Но уже в 90-е годы безработица в Европе на 1/6 превосходила его.

2.2 Способы и перспективы регулирования рынка труда в зарубежных странах.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. В США, например, были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве).

Особое место регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. В большинстве стран биржи являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционируют большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; тестирование лиц, желающих получить работу; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий.

В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных компьютерами. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в 60-е гг. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной стоимости переподготовки кадров.

Европейские страны проводят специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям.

1.Регулирование занятости. В период массовой безработицы государство

-сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

- сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

2. Организация бирж труда.

3. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных. В разных странах размеры пособий по безработице и продолжительность их выплаты неодинаковы; например, они составляли: - в США - 36% заработка в течение 14 недель; - в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий. В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) создана определенная система социальной защиты от безработицы.


Заключение

Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства.

Целью данной работы являлось исследование особенностей занятости и безработицы в России и зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были исследованы понятия, виды, способы измерения занятости и безработицы, их особенности в развитой экономике на примере некоторых зарубежных стран. В отдельную главу выделены исследования национальных особенностей безработицы и занятости в российской экономике.

Научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы. В этих условиях, главным в социальной политике государства должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.

Библиографический список

 

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011.

2. Анциферов Б.Л. Совершенствование информационного обеспечения политики занятости в условиях расширения полномочий субъектов Российской Федерации // Труд и страхование. 2011. Вып. 9. C. 53-56.

3. Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы решения: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – СПб.: Межд. Инженер. акад., 2011.

4. Борисенко Л.А. Рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2011. C. 141-152.

5. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учеб.: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2009.

6. Жарова Н.В., Крощенко М.М., Зибарев Д.Б. Анализ профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе // Труд и страхование. 2011. Вып. 7. C. 16-23.

7. Жикаренцев В.А. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики (окончание) // Человек и труд. 2011. №12. C. 30-32.

8. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2011. №11. C. 29-31.

9. Кондратьев А.Н. Современные тенденции развития рынка труда средних и малых городов России. /Сборник 20-ой Всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» 2011.

10. Костина О.Ю. Рынок труда малых и средних городов России. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2011.

11. Леонова М.В. Экономика труда. М., 2010.

12. Прокофьев С.Н. Экономика труда. М., 2009.

13. Равикович М.И. Региональный рынок труда. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2010.

14. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.: ИКЦ «ДИС», 2010.

15. Степанян Г.А. Основы экономики труда. М., 2011.

16. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 2010.

 


[1] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011. С. 177.

[2] Степанян Г.А. Основы экономики труда. М., 2011.С. 312.

 

[3] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.: ИКЦ «ДИС», 2010.С. 71.

 

[4] Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы решения: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – СПб.: Межд. Инженер. акад., 2011. С. 321.

[5] Прокофьев С.Н. Экономика труда. М., 2009. С. 155.

 

[6] Жикаренцев В.А. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики (окончание) // Человек и труд. 2011. №12. C.32.

 

[7] Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учеб.: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2009. С. 144.

 

[8] Борисенко Л.А. Рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2011. C. 143.

 

[9] Равикович М.И. Региональный рынок труда. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2010. С.273.

 

[10] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011. С. 274.

 

[11] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011.С. 377.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.044 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал