Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические аспекты проблемы современного рынка труда. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1.1. Понятие и сущность рынка труда.
Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, которые охватывают разнообразные области человеческой деятельности. Существуют такие рынки, как рынок сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Среди них свое место занимает и рынок труда.[1] Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности. Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде. Экономическими предпосылками рынка труда являются: [2] ■ экономическая свобода, либерализация экономики, в основе которой лежит право частной собственности на средства производства; ■ свобода труда, которая предполагает запрет принудительного труда; ■ свобода предпринимательской деятельности; Социальные предпосылки рынка труда заключаются в наличии социального неравенства между людьми по уровню доходов, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам. Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бедных, а также так называемого среднего класса. Однако социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государственная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринимательстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др. В России юридические предпосылки рынка труда определены прежде всего Конституцией РФ (декабрь 1993 г.), в ст. 7 которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения конституционных прав и гарантий в России приняты кодексы законов и федеральные законы, детально регламентирующие и раскрывающие права и обязанности граждан и разных органов управления. Среди них: ■ Трудовой кодекс Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г.), в котором изложены принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частности социального партнерства в сфере труда; ■ Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; ■ Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения в Российской Федерации). Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. № 207-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) (далее — Закон о коллективных договорах и соглашениях), от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда. Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций: [3] а) организация встречи продавцов и покупателей труда; б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон в) установление равновесных ставок заработной платы; г) способствование решению вопросов занятости населения. Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффективность рынка труда являются важнейшими макроэкономическими факторами эффективности развития общества и его экономики. Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов. Составными частями, или элементами, рынка труда являются: ■ стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди); ■ конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения; ■ правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; ■ органы службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.); ■ инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.); ■ альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.); ■ система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; ■ система финансирования политики занятости и служб занятости населения. Дискуссионным является вопрос об объеме рынка труда, т.е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его субъектом. Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест.[4] Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости, возникает необходимость движения работников (по профессиям, должностям и уровням квалификации), территориального перемещения и др. Другая точка зрения, состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как они уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную.[5] Исходя из этих соображений, можно утверждать, что на рынке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей: ■ те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистрированные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищущие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе; ■ те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы; ■ занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы. Указанные категории людей составляют предложение труда на рынке труда. Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену. Отношения на рынке труда реализуются главным образом через государственные и негосударственные учреждения занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или контракт. Рынок труда находится в непрерывном движении, за которым следят и оказывают на него воздействие государственные учреждения, ведающие вопросами занятости населения. Эти функции выполняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), с середины 2004 г. находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России. В субъектах Российской Федерации действуют государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости населения). Эта служба и ее учреждения наряду с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) ведут статистику занятости населения и безработицы. 1.2. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия
Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от национальных и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам: [6] • субъекты рынка; • юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры; рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция); • безработица и социальные выплаты, связанные с ней; • инфраструктура рынка труда; • альтернативные виды деятельности. К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы). Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы. В западных странах в борьбе за свои права наемным работникам удалось добиться немало уступок со стороны работодателей и государства, в первую очередь, повышения заработной платы и снижения продолжительности рабочего дня, улучшения условий труда и многого другого. Однако, в последнюю треть XX в. в ряде стран, особенно в США, авторитет профсоюзов и их деятельность ослабли.[7] В России наиболее массовыми являются профсоюзы, объединенные в Федерацию независимых профсоюзов. Профсоюзы в России еще слабы, им не удается добиться решения своих самых насущных задач - повышения заработной платы, прежде всего минимальной, до уровня прожиточного минимума, проведения ее индексации в связи с инфляцией, своевременной выплаты (для многих коллективов предприятий). Наемные работники России еще полностью не осознали своих интересов и возможности отстаивать их перед работодателями и государством. К работодателям относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе. Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести: • функции создания условий для развития рыночных отношений, • обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы; • разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка; • защиту всех субъектов рынка труда; • регулирование рынка труда; • функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях. Государство в современной рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия ее развития. Российское государство тоже должно предпринимать все необходимые усилия в этом направлении, опираться на достижения экономической науки в целом, а не только на представления отдельных школ. Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти. Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости. 2. Механизм регулирования рынка труда. 2.1. Спрос и предложение на рынке труда.
Механизм функционирования рынка труда складывается из двух частей. Во-первых, механизма рыночного саморегулирования на осАоч существования объективных, не зависящих от воли людей рыночных законов спроса и предложения. Во-вторых, механизма регламентации вопросов занятости и безработицы: [8] а) со стороны государства, способного оказывать влияние через трудовое законодательство; б) со стороны региональных, муниципальных и местных органов власти по отношению к региональным и локальным рынкам труда; в) со стороны общественных организаций, прежде всего профессиональных союзов, представляющих интересы определенных Механизм рыночного саморегулирования действует в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену. Спрос на труд зависит прежде всего от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой — заработной платой — выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Графическое изображение этой взаимосвязи называется кривой спроса. Представим зависимость между уровнем заработной платы и величиной спроса на труд в виде показателей (табл. 1). Таблица 1 Зависимость уровня заработной платы и величины спроса на труд
Помимо цены труда на величину спроса на труд оказывают влияние такие факторы, как спрос на продукты производства, уровень технологии производства, цена капитала. Рассмотрим, как проявляются эффекты, если меняется один из названных выше факторов воздействия на величину спроса на труд при неизменности других факторов. При изменении цены труда эффект масштаба сказывается следующим образом. Возьмем случай, когда величина заработной платы увеличивается. Здесь просматривается такая цепочка зависимостей: рост заработной платы — > рост затрат на производство—> рост цены продуктов производства —> сокращение спроса на продукты производства —> снижение объема производства—> снижение занятости на производстве. В случае уменьшения величины заработной платы цепочка зависимостей будет выглядеть следующим образом: снижение заработной платы —> уменьшение затрат на производство -> сокращение цены продуктов производства —> увеличение спроса на продукты производства -> рост объема производства —> рост занятости на производстве. При росте заработной платы может проявиться и эффект замещения. Суть его состоит в том, что цепочку: «рост заработной платы —> рост затрат на производство…» можно разорвать и добиться не роста, а уменьшения затрат на производство путем применения трудощадящей технологии — такой, которая заменит работников и, как следствие, сократит занятость на производстве.[9] В приведенных случаях число требуемых работников можно определить, двигаясь по кривой спроса либо вверх влево, либо вниз вправо. Положение самой кривой спроса на графике не меняется. Рассмотрим, как реагирует спрос на труд, если цена труда, цена капитала и технология остаются неизменными, но меняется спрос на продукт производства. В этом случае при увеличении спроса на продукт производства предприниматели будут увеличивать объем производства, эффект масштаба приведет к увеличению спроса на труд, кривая спроса Ci—С\ сдвинется вправо и займет положение С2—С2 (рис. 1). Эффекта замещения в этих условиях не возникает. То же произойдет, если, например, летом увеличился сезонный спрос на уличных продавцов. В этом случае кривая спроса Ci—Ci переместится в новое положение Сг—Сг, заработная плата не изменится, а спрос возрастет. Рис. 1. Изменение спроса на труд под влиянием эффекта масштаба
Изменение спроса на труд при изменении величины предлоАоче капитала и, соответственно, при изменении его цены и неАочее величине других факторов создаст следующую цепочку зависимостей: падение цены капитала —> снижение издержек производства —> рост объемов производства —> рост занятости.
Здесь проявляется эффект масштаба. Заработная плата не меняется, а спрос на труд растет. Падение цены капитала может привести и к эффекту замещения, когда вместо труда будут использоваться капиталоемкие технологии, заменяющие труд наемных работников. Спрос на труд сократится. Кривая спроса сдвинется влево (рис. 2). В рассмотренных примерах в спросе на труд имеют место противоборствующие эффекты. Эффект масштаба сдвигает кривую спроса вправо, а эффект замещения — влево. Тот из эффектов, который действует сильнее, и определяет направление сдвига кривой спроса на труд. Кривые спроса на труд индивидуальны для каждого предприятия, каждой отрасли экономики, каждого региона. Синтез этих кривых покажет обобщенное положение кривой спроса на труд в масштабе страны, экономики. Предпринимателя может интересовать не только направление изменения спроса на труд, но и величина изменения спроса в зависимости от воздействия разных факторов. Степень реакции одного показателя на изменение другого связанного с ним показателя называется эластичностью. Она показывает, на сколько процентов изменится одна величина при изменении другой на один процент. Коэффициент ценовой эластичности спроса на труд определяют по формуле: [10] где ДС — прирост (-Д — сокращение) величины спроса на труд, %; ДЦ — прирост (-Д — сокращение) цены труда, %. Показатель ценовой эластичности спроса всегда будет отрицательной величиной, так как прирост величины спроса (+АС) будет следствием сокращения цены труда (-АЦ), и наоборот. Для оценки эластичности часто знак «-» опускают и пользуются только абсолютным значением величины эластичности. Если абсолютная величина показателя эластичности будет меньше единицы, то спрос относительно неэластичен, т.е. изменение цены труда приводит к меньшему изменению спроса на труд (рис. 3а); если абсолютная величина показателя эластичности будет больше единицы, то спрос относительно эластичен, изменение цены труда приводит к большему изменению спроса на труд (рис. 3б); если коэффициент эластичности равен единице, то такое положение, когда изменение цены труда ведет к точно такому же изменению спроса на труд, называют единичной эластичностью (рис. 3 в). Рис. 3. Выражения эластичности спроса на труд: а — спрос неэластичен; б — спрос эластичен; в — единичная эластичность
Крайними случаями эластичности будут ситуации для рынка труда, в основном чисто теоретические: а) спрос абсолютно эластичен — цена труда не меняется независимо от спроса на труд (линия спроса будет горизонтальна, т.е. б) спрос абсолютно неэластичен — изменение цены труда не отражается на величине спроса на труд (линия спроса вертикальна). Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь между предложением труда и его ценой — заработной платой — выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены. Представим зависимость между уровнем заработной платы и величиной предложения труда в виде показателей (табл. 2). Таблица 2 Зависимость уровня заработной платы и величины предложения труда
Если на графике по оси ординат обозначить величину заработной платы, а по оси абсцисс — величину предложения труда в виде числа работников, предлагающих свой труд, то зависимость этих величин будет выражена поднимающейся вверх слева направо вогнутой кривой П—П, показывающей, что по мере роста размера заработной платы величина предложений труда будет возрастать и, наоборот, при понижении размера заработной платы величина предложений наемного труда будет падать. На величину предложения труда помимо уровня оплаты труда оказывают влияние: численность экономически активного населения, его профессионально-квалификационная структура, средняя продолжительность рабочего дня, рабочей недели, месяца, года. Изменение уровня оплаты труда перемещает величину предлоАоче труда вверх или вниз по кривой предложения труда Щ—Ш, если же меняются другие условия труда, то происходит перемещение кривой предложения Ш—Ш вправо или влево в положение Ш— П2 (рис. 7.5, 7.6).[11] Предложение труда характеризуется поведением людей, потенциально представляющих одну из сторон на рынке труда, — тех, кто хотел бы получить оплачиваемую работу. Это поведение определяет положение и конфигурацию кривой предложения.
2.2. Модели рынка труда
Механизм действия рынка труда в обобщенном виде характеризуется моделями рынка труда. Под моделью понимается схема построения или описание явления, процесса. Анализ характера спроса и предложения на рынке труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда. Одни из них отражают зависимость трудовых рыночных отношений от степени конкуренции, складывающейся на рынке труда, другие — национальные особенности рынков труда. Среди первых — чисто конкурентный рынок труда, монопсонический рынок труда (монополии одного покупателя), модели с учетом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии. Чисто конкурентный рынок труда характеризуют три признака: 1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда; друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; 3) в силу первых двух обстоятельств ни фирмы, ни работники не могут контролировать и диктовать ставки заработной платы.
Рис 4. Модель чисто конкурентного рынка труда
Взаимодействие спроса и предложения на чисто конкурентном рынке может быть представлено кривыми, показанными на рис. 4. Здесь на вертикальной оси указываются ставки заработной платы (3), а на горизонтальной — количество труда (Т). Кривая С—С характеризует изменение спроса на труд, она имеет отрицательный угол наклона. При прочих равных условиях, т.е. для работников одинаковой квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки. Кривая П—П отражает изменение предложения труда, она имеет положительный угол наклона. Здесь наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную плату и лишь небольшое число работников согласны работать при низких заработках. В точке пересечения кривых спроса и предложения труда «р» устанавливаются равновесные цена труда и уровень потребности в труде данной квалификации, т.е. число работников, которое работодатели хотят нанять (Тр) на определенных условиях оплаты труда (Зр), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату. На таком рынке труда участвует множество фирм, каждая из которых нанимает лишь небольшую часть имеющегося на рынке труда данного вида, так что ставки заработной платы устанавливаются независимо от желания того или иного участника рынка. Монопсонический рынок труда — рынок с монополией одного покупателя. Его характеризуют три признака: 1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме; 2) данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив; 3) заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников. В малых городах и отдаленных районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам. Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число фирм, то в этом случае имеет место олигопсония. Процесс установления ставки заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда показан на рис. 5. Кривая П—П характеризует предложение труда, т.е. средние издержки на труд со стороны фирмы. Кривая ПИ показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников, так как монопсонист будет стремиться избежать недовольства из-за разных ставок за равный труд. Рассмотрим модели с учетом действий профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. Увеличение спроса на труд за счет действий профсоюзов ведет к росту заработной платы (рис.6). Если спрос на труд увеличится с С\—Ci до Сг—Сг, то ставки заработной платы возрастут с Зр до Зп, а занятость увеличится с Тр До Тп. Рис 6. Первый вариант модели рынка труда при участии в нем профсоюзов
Спрос на труд профсоюзами может увеличиваться путем повышения спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требования у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают; влияния на повышение производительности труда через участие в совместных Аочее-административных комитетах и др. Отраслевые профсоюзы, объединяющие всех работников конкретной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они, наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения фирмы предложения труда. Особенности такого воздействия открытых профсоюзов на рынке труда показаны на рис. Рис. 7. Второй вариант модели рынка труда при участии на нем профсоюзов
Профсоюз, объединив всех работников и контролируя предложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы Зш которые выше конкурентной ставки Зр. Кривая предложения труда перемещается с П—П в Зп—п—а—П. Занятость работников сокращается с Тр до Тп. Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Схематично это можно изобразить, объединив мо-нопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов (рис. 8). Фирма-монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на уровне Зм, а отраслевой открытый профсоюзбудет добиваться установления ставки заработной платы на уровне Зп. В конечном итоге ставка будет приближаться к равновесному уровню Зр. При этом у администрации фирмы пропадает стремление к ограничению занятости до уровня Тм, и она устанавливается в размере Тр. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.
Рис. 8 Модель рынка труда с двусторонней монополией
Понятие о моделях рынка труда, как это отмечено ранее, возникает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных странах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. Японская модель характеризуется системой трудовых отношений, которые основываются на принципе «пожизненного найма», когда гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от количества проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политиА способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними. Модель США отличается децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы. Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда — предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами: ■ ограничительная фискальная политика, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы; ■ политика «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы — ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей; ■ активная политика на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получают значительные субсидии; ■ поддержка занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач. Рассмотренные модели национальных рынков не являются статичными, неизменяемыми. Они зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка. На их успехи или неудачи влияет умение приспосабливаться к новым возникающим в экономике страны изменениям.
3. Особенности безработицы и занятости в зарубежных странах. 3.1 Особенности безработицы в развитой экономике. Безработица в любом виде представляет собой недоиспользование трудового потенциала и недопроизводство материального богатства. Опыт развитых стран свидетельствует, что уровень безработицы не является постоянной величиной. Он изменяется под воздействием целого ряда факторов макроэкономического, национального значения, а также зависит от фазы экономического цикла. При этом экономический цикл непосредственно определяет состав безработицы. На фазе экономического спада безработица состоит из трех основных элементов: фрикционной, структурной и циклической. На фазе подъема и экономического роста достигается состояние полной занятости. Однако полная занятость, как раньше отмечалось, не означает отсутствие безработных. Многие специалисты считают фрикционную и структурную безработицу неизбежной и в сумме составляющей естественный уровень безработицы. В развитых странах естественный уровень безработицы на протяжении трех последних десятилетий менял свою величину, увеличиваясь с 3, 5% до 4%, затем до 5%, а впоследствии до 6-7%. Естественным принято сегодня считать такой уровень безработицы, который соответствует приемлемым темпам роста цен. Эта концепция, получившая широкое распространение в развитых странах, отражает понимание того, что макроэкономическая политика, ориентированная на поддержание приемлемого прежде уровня безработицы, может иметь разрушительные инфляционные последствия. Естественная норма безработицы в значительной степени зависит от демографической структуры рабочей силы. Современные социологические исследования на Западе показывают, что в развитой рыночной экономике, чем выше уровень образования людей, тем больше шансов иметь работу и, наоборот. В последние годы развитые страны столкнулись с трудностями решения проблемы безработицы и бедности в связи с несогласованностью государственных социальных программ поддержки уязвимых слоев населения. Возникло рассогласование между устанавливаемым размером минимума заработной платы и величиной трансфертных выплат для малообеспеченных. Нередко складывается ситуация, когда объем социальных выплат оказывается выше, чем получаемая ими заработная плата. Это создает анти-стимулы у малообеспеченной части населения к поиску работы и приводит к тому, что проблема бедности и безработицы становится хронической. Формируется специфическая культура бедности и ее локализация в гетто. Уровень безработицы в различных развитых странах различается в широких пределах от 3-4% в Японии и до 20% в Испании. Наибольший рост безработицы наблюдался в странах Западной Европы. Рост безработицы был вызван, во-первых, увеличением предложения рабочей силы за счет увеличения трудоспособного населения. Которое, в свою очередь было вызвано иммиграцией и пополнением рабочей силы женщинами. Еще в 60-е и 70-е годы США и Канада имели наибольший уровень безработицы среди развитых стран. Тогда безработица в Западной Европе была почти вдвое меньше уровня безработицы в США. Но уже в 90-е годы безработица в Европе на 1/6 превосходила его. 2.2 Способы и перспективы регулирования рынка труда в зарубежных странах. Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. В США, например, были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве). Особое место регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. В большинстве стран биржи являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционируют большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Основными направлениями деятельности бирж труда являются: регистрация безработных; регистрация вакантных мест; трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; тестирование лиц, желающих получить работу; профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; выплата пособий. В нынешней ситуации особое значение приобретает зарубежный опыт по созданию так называемых банков рабочих мест, оснащенных компьютерами. В США такие банки начали создаваться на базе государственных агентств содействия найму (бирж труда), подчиняющихся министерству труда США, еще в 60-е гг. Ныне в США насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих практически всю территорию страны. Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной стоимости переподготовки кадров. Европейские страны проводят специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям. 1.Регулирование занятости. В период массовой безработицы государство -сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели; - сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др. 2. Организация бирж труда. 3. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных. В разных странах размеры пособий по безработице и продолжительность их выплаты неодинаковы; например, они составляли: - в США - 36% заработка в течение 14 недель; - в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий. В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) создана определенная система социальной защиты от безработицы. Заключение Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Целью данной работы являлось исследование особенностей занятости и безработицы в России и зарубежных странах. Для достижения этой цели в работе были исследованы понятия, виды, способы измерения занятости и безработицы, их особенности в развитой экономике на примере некоторых зарубежных стран. В отдельную главу выделены исследования национальных особенностей безработицы и занятости в российской экономике. Научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы. В этих условиях, главным в социальной политике государства должно быть упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения. Библиографический список
1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011. 2. Анциферов Б.Л. Совершенствование информационного обеспечения политики занятости в условиях расширения полномочий субъектов Российской Федерации // Труд и страхование. 2011. Вып. 9. C. 53-56. 3. Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы решения: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – СПб.: Межд. Инженер. акад., 2011. 4. Борисенко Л.А. Рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2011. C. 141-152. 5. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учеб.: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2009. 6. Жарова Н.В., Крощенко М.М., Зибарев Д.Б. Анализ профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе // Труд и страхование. 2011. Вып. 7. C. 16-23. 7. Жикаренцев В.А. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики (окончание) // Человек и труд. 2011. №12. C. 30-32. 8. Зибарев Д.Б. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. 2011. №11. C. 29-31. 9. Кондратьев А.Н. Современные тенденции развития рынка труда средних и малых городов России. /Сборник 20-ой Всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» 2011. 10. Костина О.Ю. Рынок труда малых и средних городов России. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2011. 11. Леонова М.В. Экономика труда. М., 2010. 12. Прокофьев С.Н. Экономика труда. М., 2009. 13. Равикович М.И. Региональный рынок труда. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2010. 14. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.: ИКЦ «ДИС», 2010. 15. Степанян Г.А. Основы экономики труда. М., 2011. 16. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 2010.
[1] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011. С. 177. [2] Степанян Г.А. Основы экономики труда. М., 2011.С. 312.
[3] Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.: ИКЦ «ДИС», 2010.С. 71.
[4] Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы решения: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – СПб.: Межд. Инженер. акад., 2011. С. 321. [5] Прокофьев С.Н. Экономика труда. М., 2009. С. 155.
[6] Жикаренцев В.А. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики (окончание) // Человек и труд. 2011. №12. C.32.
[7] Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учеб.: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2009. С. 144.
[8] Борисенко Л.А. Рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 72. М.: Изд-во Моск. гуманитарного университета, 2011. C. 143.
[9] Равикович М.И. Региональный рынок труда. // Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления персоналом в организациях»; ГУУ. – М., 2010. С.273.
[10] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011. С. 274.
[11] Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по эконом. спец./ВЗФЭИ – М.: ЮНИТИ, 2011.С. 377.
|