Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления
1. Структурное посторонние балансовых отчетов. 2. Консолидированные балансовые отчеты. 3. Разделительные балансовые отчеты. 4. Балансовые отчеты учетного оформления.
1. Структурное построение балансовых отчетов , Бухгалтерский баланс — документ бухгалтерского учета, который в |«бобщеннрм денежном выражении дает представлснис о финансовом со-стоянии дел фирмы на определенную дату. По свосму строению бухгал-терский баланс - двухсторонняя таблица, где левая сторона (актив) отржает состав и размещение хозяйственных средств, а правая (пассив) — отражает источники образования хозяйственных средств (обязательства) и их целевое назначение. Основным элемснтом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует конкреткому 'виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Балансовыс статьи обьединяют в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы, или раздслы, осуществляется исходя из их экономического цержания. Отличительной особснностью информации, обобщенной в балансс, я/я ее синтетический характер, что позволяет рассматривать баланс в качестве информационной систсмы. С одной стороны, баланс представляет собой средство управления, а с другой - мстод обобщения |и получения информации о срстоянии хозяйствениой системы. Бухгалтерский баланс является важным источником информации для экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Ом отражает синтезированнуго информацию о результатах этих процессов, которая затем дифференцируется в различных отчетах. Бухгалтерский баланс основам на данных текущего бухгалтерского учета, что позволяет, применяя аналитический метод индукции, анализировать данные баланса настолько глубоко, наскрлько этого требуют поставленные задачи. Структурные балансовые отчеты подразделяютея на две группы: — сводные и консолидированные; — отдельные и вьделенные балансы. Сводный финансовый баланс, баланс государства — система финансовых показателей, характеризующих важнейшие пропорции формиро вания и использования финансовых ресурсов народного хозяйства за определенный перйод. К сводным балансовым отчетам также можно отнести: 1. Баланс движения капиталов и кредитов — раздел платежного расчетного балансов стран, показывающий соотнощение экспорта и порта капиталов, кредиты, полученные данной страной из-за границы предоставленные ею Другим государствам. 2. Баланс денежных Доходов и расходов населения — баланс, характе риэующий объём, источники денежных доходов, а также объем, структуру денежных расходов и сбережений населения. 3. Баланс трудовых ресурсов — баланс, определяющий наличие тру-х ресурсов, их распределение й испояьзование. Составляются ежегодно по стране в цблом, республикам б составе РФ, краям и областям с распределением на городскую и сёльскую меетность. Особым видом сводных балансов является балане консолидированный 2. Консолидированные балансовые отчеты Переход российских предприятий на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с государственной программой предполагает разработку стандартов, одним из которых яв-ся Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность органи-ции», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ № 43н 7.99 г. (ПБУ 4/99). В соответствии с этим стандартом бухгалтерская ^отчетность организации должна включать показатели деятельности фи-^лиалов, представительств и иных подразделений. Шнейдман дал определение сводной отчетности как системы показателсй, характеризующих имущсственнос и финансовос положение грулпы организаций на отчетную дату и финансовые результаты ее деятельности в отчетном псриоде Сводная отчетнрсть в отличие от отчетности юридического лица по зволяет инвесторам следить за рациональностью и экономической эф-ктивностью использрвания всей суммы их инвестиций, а также строго контролиррвать деятельность управленческого персонала организации, в которую вложены эти инвестиции. В этом ее досюинство и преимуще-во. Необходимость составления сводной ртчетности обусловлена еще ограничением возможности сокрытия упущений и прямых финансовых портерь, созданных в процессе «вторичного инвестирования». Консолидированный баланс, как отмечает В. Я. Соколов, появился в 1904г. Консолидир-ая отч=ть представляет собой объединение отчетности 2-х и более окмпаний, находящихся в определен-х юрид-х и фин-хоз-х взаимоотнош-ях Конс-ная тчт-ть отличается от обычной тем, что 1) она не я/я отч-тью юрид-ки самостоятельного п/п. Ее цель не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о д-ти. 2) консолидация – это не сумма одноименных статей фин. Отчет-ти компании. Любые внутрикорпаративные фин-хоз-ые операции в процессе консолд-ции исключаются Составление консолидированной отчетности способствует решению задач: - унифицирование и облегчение процедуры составления обобщающей отчетности для корпоративных объединений, включая мультинаци-ьные корпорации; обеспечение возможности сравнительного анализа деятельности п/п; - стимулирование развития и практического иепользования персдовых методик учета и становления отчетности; - обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпоративных групп со стороны правительственных органов. В международной практике используются четыре способа, при помо-которых п/п может включать бухгалтерские доку-ты в консолидированные бухгалтерские отчеты: 1. Мет'од приобретения, или поглощения. Поглощение осуществляется «юединением активов и пассивов зависимой компании. Разница между ценой холдинговой компании в целом и ее реального основного капитала называется «гудвилл». 2. Метод объединения интересов, ши бухгалтерия слияния. Это разреша-ся в тех случаях, когда присоединение осуществляется за счет посте-пснного обмена акций открытой акционерной компании, в результате чего по крайней мере 90% всех акций попадают в руки компании-приоб-^тателя. 3. Бухгалтерия чистой стоимости капитала за вычетом обязательств. При сго использовании в групповом бухгалтерском отчете отдельной строкой показываются инвестиции в компанию-получателя, а также корректировки величины прибьши или убытков компании-получателя. 4. «Пропорционалъный метод» означает, что групповые бухгалтерские документы включают только пррпорциональную часть стоимости статей из документов компании - получателя инвестиций, соразмерных по ве-личинс доли инвестора в компании-ггалучателя [ Техника составления консолидированной отчетности зависит от ме-тода приобретения контрольного пакета акций. Международными учет-ными стандартами приняты два метода: 1. объед-ние капиталов 2. покупка пакета акций
Бухгалтерский стандарт по консолидированной отчетности от 1959 г. гласит: «Цель консолидированной отчетности соетоит в предоставлении прежде всего акционерам и кредиторам материнской фирмы результатов деятельного и финансового положения материнской фирмы и ее дочерних предприятий, как если бы они составляли единую группу или одно предприятие 3. Разделительные балансовые отчеты Процесс коммерциализации и приватизации в народном хозяйстве России прошел основные этапы своего развития с большими трудностями и большим произволом. Отсутствие рпределенных правовых норм и метрдических разработок по составлению разделительных балансрв усугубшю пррцесс приватизации, реетруктурйзацию наррдногр хрзяйствэ, выделения самостельных юрйдических структурных единиц. В услов частнрй собственности и рыночной экономики регулирование отношений по разделу будет более нербхрдимр, обрстрено и актуально. Требрвания к разделительнрму балансу отражены в ст. 59 ГК РФ. Они дрлжны срдержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридическогр лица в отношении всех его кредиторов и дрлжникрв, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разд. баланс утверждается учредителями (участниками) юридиче кргр лица или органом, принявшим решение ореорганизации юр. лиц, Реорганизация юридическогр лица может быть осуществлена по решению егр учредителей (участников) либо органа юридического лица, упрлнрмрченнрго на то учредительными дркументами. Одним из наиболее сложных вопросов раздёла собственности является правильное составление разделительного баланса. Авторы предлагают составлять разделительный баланд по следующе-алгоритму: 1. Определяется в соответствии с учредительными документами уч-редительный вес каждого собственника в уставном капитале разделяю-го юридического лица. 2. Определяются чистые активы фирмы и права собственников на них 3. Составляются разделительные балансы.. 4. Определяются чистые активы по каждому разделительному балансу и их удельный вес в общих чистых активах юридического лица. 5. Определяются отклонения чистых активов по разделительным балансам от их распределения в соответствии с учредительн. Документами 6. Производится регулирование процесса распределения собственности До составления разделительных балансов предварцтельно следует провести работу по расчистке балансов, списанию пришедшего в негод-ность имущества или нереальных к взьгсканию сумм в пределах предос-тавленных предприятию прав. Списание рекомендуется согласовать с налоговыми инспекциями, чтобы избежать их протестов на решения о списании убытков. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или раздетельлого баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстя по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ вгосударственной регистрации вновь возникших юридических лиц. 4. Балансовые отчеты учетного оформления . Балансовыё отчеты учетного оформления включают: -' функционально-сглаженные и функцибнально-разделительныс балансовые отчеты; - имущественные балансовые отчеты; - финансовые и экономические балансовые отчеты; - балансы брутто и нетто; - статиеские балансы; - днамичёские балансы. Оним из наиболее прогрессивных и эффективных методов построе-балансов считается функционалъный, подраздедяющий все операции сатьи в активе и пассиве на три группы: - инвестиционные, - текущие операции, обслужйвающив хозяйственную деятельность щриятия, - денежные операции фирмы. Концепция российского бухгалтерского баланса, разработанная ав-торами и поддерживаемая специалистами по учету, основывается на сле-дующих положениях: 1.. В основу структуры балансового отчета положен функциональный подход, позволяющий организовать раздельный учет, контроль и про-гнозирование трех основных хозяйственных процессов: — инвестиции и их источники, — эксплуатационные (лроизводственные) затраты и их источники, — денежные средства и их источники. 2. В целях обеспечения нормального функционирования российских предприятий необходимо создать и обеспечить эффективное функцио-нирование системы резервов по каждой статье актива баланса в части инвестиций и эксплуатационных средств. 3. Уеилить систему резервов по защите основных статей пассива. Осо-бенно важно создать систему ре'зервов по рискам неплатежей в бюджет, поставщикам во внебюджетные фонды и, конечно, неплатежей по зара-ботной плате.. 4. Непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года в соответствии с Приказом Минфина России № 43н от 6.07.99 г. «Об утверждении Поло-жения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» [ПБУ 4/99)» содержание бухгалтерского баланса целесообразно отражать в 4разделе пассива «Капитал и резервы» со знаком «минус», что позволяет правильно исчислить систему балансовых показателей и устраняет соответствующим образом потери капитала. Разработанная концепция российского бухгалтерского баланса в оп-рделенной степени соответствует тактике и стратегии экономического развития России, будет способствовать инвестиционному развитию пред-^приятий, преодолению кризиса неплатежей. Концепция российского балансового отчета основывается на функ-циональном подходе, обеспечивающем учет, контроль и прогаозирование инвестиционного, эксплуатационного и дёнежнбго процессов, использование эффективной системы резервов в разрезе активных и пассивных статей и получения системы показателей, используемых в управ-лении сббственностью, финансовыми и логистическими потоками, финансовыми результатами.
|