Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественная, теоретическая, педагогическая, исследовательская деятельность 2 страница
5 февраля 1916 года в Цюрихе Балль совместно с Тцара, Янко, Арпом и Эмми Хеннингс (ставшей его женой) открывает «Кабаре Вольтер» - этот день можно считать днем основания Дада. Он активно участвует в формировании репертуара, пишет манифесты, сочиняет музыку, придумывает шутовские инсценировки. Об этой яркой и полной событий и открытий поре он поведал в своем «Цюрихском дневнике». К этому времени относится одно из самых любопытных изобретений Балля - «звуковые стихи». 23 июня 1916 года он записал в своем дневнике: «Я придумал новый вид стихов -" стихи без слов", или звуковые стихи, в которых вибрация гласных оценивается и распределяется лишь по силе приступа. Сегодня вечером я читал первые такие стихи. Для выступления я придумал специальный костюм: ноги, вставленные в высокие, доходящие до бедер, блестящие голубые трубы из картона, походили на колонны, а сам я в нижней части напоминал обелиск; огромный, вырезанный из плотной бумаги золотой воротник, обклеенный ярко-красной бумагой с обратной стороны, был сложен на шее таким образом, что я, поднимая и опуская локти, мог размахивать ими, как крыльями; на голове высокий цилиндрический шаманский колпак в белую и голубую полоску. По трем сторонам подиума, выходящим к публике, я поместил пюпитры и торжественно ставил то на один, то на другой свою разрисованную красным карандашом рукопись. А поскольку Тцара знал о моих приготовлениях, то получилась настоящая маленькая премьера. Все сгорали от любопытства. Так как я в качестве колонны ходить не мог, то меня в темноте вынесли на трибуну, и я начал медленно и торжественно декламировать: гадьи бери бимба гпандриди лаули лонни кадори гадьяма бим бери глассала гпандриди глассала туффм и зимбрабим бласса галассала туффм и зимбрабим...» Днем позже, 24 июня, Балль делает в дневнике запись, призванную объяснить суть этого лингвистического эксперимента: «В звуковых стихах мы целиком и полностью отказываемся от языка, испорченного журналистами и ставшего невозможным. Мы возвращаемся к сокровенной алхимии слова, отказываемся от уже существующего слова и сохраняем таким образом для поэзии ее последнюю священную территорию. Мы отказываемся от сочинительства из вторых рук, то есть от пользования словами (не говоря уже о предложениях), которые не были придуманы лично и исключительно для собственного употребления». Начиная с 1917 года Балль отходит от дадаизма. В последнее десятилетие своей жизни он все чаще обращается в своих статьях к религиозно-философским аспектам, что свидетельствует о его обращении к католицизму. Финал его жизни освещен светом дружбы с Германом Гессе, первым биографом которого он стал. ДЮШАН, Марсель (1887-1968) Французский художник. Родился 28 июля 1887 года близ Руана в Нормандии в семье художника. В 1904 году Марсель приехал в Париж, где присоединился к двум старшим братьям, к тому времени оставившим занятия правом и медициной в пользу художественной карьеры. Он поступил в Академию Жюлиана, однако посещал занятия нерегулярно. В период с 1906 по 1910 год Дюшан пробует себя в разных художественных направлениях, отдавая предпочтение фовизму, а также кубизму, громко заявившему о себе в те годы. В 1912 году художник написал картину «Обнаженная, спускающаяся с лестницы». Используя кубистский метод работы с формой, Дюшан стремился передать на холсте движение, прибегая к изображению нескольких повторяющихся контуров, что сближает его поиски с футуризмом. Картина была показана им в Салоне Независимых и вызвала острую критику со стороны кубистов, не говоря уже о широком зрителе. В 1913 году это полотно Дюшана стало центральным событием нью-йоркского Армори-шоу; она до крайней степени возмутила американскую публику, что в одночасье сделало ее автора невероятно популярным. Один из критиков язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Концепция нового изобретения Дюшана состояла в том, что любой, самый заурядный предмет, вырванный из привычной среды, может быть произведением искусства - достаточно лишь дать ему название и выставить в экспозиции. Возводя обычные предметы повседневной жизни в ранг произведений искусства, Дюшан демонстрировал свое неуважение к вкусам буржуа. Несколько лет спустя, в 1917 году, на выставке Нового Общества Независимых художников Дюшан показал «Фонтан» - работу, ставшую классикой жанра «ready made». Обычный писсуар, получивший столь звучное название, продемонстрировал весь сарказм художника в отношении условностей классического искусства.Дюшан работает над сложной композицией, в которой пытается установить связь между биологией, механикой и социальными традициями - «Большое стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками. Равновесие» (1915-1923). Задуманная в Париже в 1912 году, она явилась завершением серии картин, развивающих одну и ту же тему: невесты, холостяков и ряда культурных обычаев, связанных с ухаживанием, сексом и страстью, воплощенную в яркой остроумной форме. Доминантой картины является «невеста», занимающая верхнюю часть композиции и остающаяся в своей вечной недостижимости выше конфликта оставшихся внизу девяти встревоженных и расстроенных «холостяков». Большая по размерам работа (231x170 см) была выполнена в сложной технике с использованием стекла, масляной краски, свинцовой проволоки, фольги, пыли и лака. Первоначально смонтированная на стекле, с тем чтобы мир по обе его стороны был вовлечен в действие, композиция пострадала в 1923 году во время погрузки на корабль. Художнику нравилось «взрывать» общественное мнение. Среди самых скандальных его выходок-композиция «L.H.O.O.Q» (1919), репродукция «Моны Лизы», подправленная карандашом (художник пририсовал ей усы и бороду). Оптика и механика всегда интересовали Дюшана. Начало 1920-х годов он посвятил созданию кинетических произведений - движущихся композиций, вращающихся дисков, основная идея которых - показать изменчивость и иллюзорность окружающего мира. В ходе экспериментов с сериями оптических дисков и конструкций, дематериализовавших не просто предмет, но все концептуальное поле художественного «произведения», Дюшан в 1923 году отвернулся от предметного искусства. Он посвятил свой досуг столь любимой им шахматной игре, художественной критике и литературному творчеству. В 1920-е годы внимание Дюшана привлекли широкие выразительные возможности кинематографа. В фильме Рене Клера «Антракт» (1924) он разыгрывает партию в шахматы с Мэн Рэем. В 1926 году он сам (при участии Мэн Рэя и Марка Аллегро) снял короткометражный фильм с названием-анаграммой «Anemic Cinema», в котором его «роторельефы» (вращающиеся диски с написанными на них по спирали текстами) чередуются с различными предметами и живыми персонажами.
Хотя Бретон и вовлек Дюшана в орбиту сюрреализма, нельзя безоговорочно причислить его к движению. Художник последовательно отдал дань сначала кубизму, а затем футуризму, дадаизму и сюрреализму, однако сумел остаться в стороне, сохранив полную творческую свободу.
ТЦАРА, Тристан (1896-1963) Румынский поэт и теоретик искусства. Настоящее имя - Самуэль Розеншток. Родился в апреле 1896 года в румынском местечке Моинешти. Учился на математическом и философском факультетах университета в Бухаресте. В начале Первой мировой войны Тцара перебрался в нейтральную Швейцарию. Обосновавшись в Цюрихе, он вместе с группой единомышленников (в числе которых были Балль, Гюльзенбек, Арп и Янко) в феврале 1916 года основал «Кабаре Вольтер», ставшее колыбелью нового авангардного движения - дадаизма. Тцара приобрел известность как один из основателей и наиболее последовательных теоретиков дадаизма. Он отличался горячим и восторженным характером, обладал неуемной энергией, которая была основным двигателем нового движения. В 1917 году Тцара первым начал выпускать журнал «Дада», на страницах которого был опубликован первый программный документ движения - «Манифест Дада». «ДАДА возник из стремления к независимости, из потребности не доверять обществу, - писал Тцара в своем " Манифесте". - Тот, кто не с нами, тот все равно свободен. Мы не признаем никаких теорий. С нас хватит академий, кубизма и футуризма: это лаборатории для нормальных идей...
Новый художник создает мир, элементы которого являются одновременно его средствами; это замкнутое в себе, неопровержимое художественное произведение с четко определенными границами. Новый художник протестует: он больше не рисует (никаких символических или иллюзионистских репродукций), а творит непосредственно из камня, дерева, железа, цинка скал подвижные организмы, которые от дуновения свежего ветра сиюминутного восприятия могут вертеться во все стороны». в поэзии, Тцара выдвинул тезис, что поэтом может стать всякий, кто в состоянии разрезать напечатанную фразу на фрагменты и, перемешав их, выклеить на чистый лист в новом порядке. Таким образом, он утверждал, что художественным процессом управляет Случай, уравнивающий в правах всех, а ножницы и клей являются инструментами, достаточными для поэтического творчества. В 1924 году Тцара опубликовал книгу «Семь манифестов Дада», которую составили программные документы движения, написанные в 1916-1920 годах. Однако эта публикация не сумела остановить рождение сюрреализма, которое Бретон возвестил в Первом манифесте сюрреализма, опубликованном в том же году. Впоследствии, когда дадаизм окончательно исчерпал себя, Тцара ненадолго примкнул к сюрреализму: это произошло в 1929 году.
ШВИТТЕРС, Курт (1887-1948) Голландский художник. Родился 20 июня в Ганновере. С 1908 по 1909 год посещал школу прикладного искусства в родном городе, а с 1909 по 1914 год - Саксонскую Королевскую Академию искусств в Дрездене. В 1911 году Швиттерс впервые принял участие в выставке Ганноверского союза художников. Во время Первой мировой войны Швиттерс служил в немецкой армии в качестве чертежника. В 1917 году он вернулся в родной Ганновер, где начал смело экспериментировать в дадаистском духе, чему немало способствовало его знакомство с Жаном Арпом и Раулем Хаусманом, творчество которых он высоко ценил. Первые абстрактные картины Швиттерса были показаны в Берлине в галерее «Der Sturm» в 1918 году, где несколько позднее состоялась его совместная выставка с Паулем Клее. В 1918-1919 годы Швиттерс изучал архитектуру в Высшей технической школе Ганновера. Кроме классических бумажных коллажей Швиттерс создавал и большие, сложные рельефные композиции, составленные из всевозможных предметов: колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти работы, в отличие от более камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения. В своей статье «Мерц-живопись», опубликованной в журнале «Der Sturm» в июле 1919 года, художник дал подробный анализ этого специфического вида искусства. Он писал: «Колесо от детской коляски, проволочная сетка, веревка и вата являются такими же равноправными факторами, как и краска. Чтобы создать картину, художник выбирает нужные ему материалы, распределяет их и " деформализует", то есть лишает их изначальную форму формального значения. " Деформализация" материалов может осуществляться уже за счет распределения их по поверхности. Дополнительно к этому используются: разделение материалов на части, перегибание, наложение их друг на друга, закрашивание. В мерц-живо-писи крышка от ящика, игральная карта, вырезка из газеты становятся плоскостями, веревка, мазок кисточки или штрих карандаша - линией, проволочная сетка, новый слой краски или промасленная бутербродная бумага - лазурью, вата - мягкостью. Швиттерс поддерживал связь с другими дадаистскими группами. В сентябре 1921 года он выступал с докладами в Праге вместе с Раулем Хаусманом и Ханной Хёх, а в следующем году вместе с Арпом принимал участие в Конгрессе дадаистов в Веймаре, где познакомился с Тео ван Дуйсбургом, чьи принципы «De Stijl» оказали влияние на его творчество. Вместе с Тео ван Дуйсбургом в 1922-1923 годах Швиттерс принял участие в большом дада-турне по Нидерландам. В 1923 году Швиттерс единолично начал издавать журнал «Merz», целиком посвященный теории и критике новых художественных направлений - дадаизма и конструктивизма. Журнал просуществовал до 1932 года. В 1929 году он был приглашен принять участие в выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в цюрихском Доме искусств. Он сотрудничал с парижскими художественными журналами «Cercle et Carre» (1930) и «Abstraction-Creation» (1932), а также принимал участие в деятельности одноименных групп. В 1936 году художник показал свои работы на выставках «Кубизм и абстрактное искусство» и «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм», состоявшихся в нью-йоркском Музее современного искусства. художник умер 8 января 1948 года в больнице городка Кендел от сердечной недостаточности. Швиттерс был одним из крупнейших мастеров коллажа: за свою творческую жизнь он создал более 2000 работ в этом виде искусства. Его творчество оказало огромное влияние на искусство последующих поколений. Своими смелыми поисками Швиттерс дал толчок к развитию новых форм абстрактного и концептуального искусства, таких как поп-арт, ассамбляж, хэппенинг, энвайронмент и др.
ЯНКО, Марсель (1895-1984) Румынский художник. Родился в Бухаресте, здесь же учился живописи в мастерской художника Йозефа Изера. Будучи другом Тристана Тцара, вместе с ним издавал журнал «Зим-болул». Янко явился одним из создателей нового художественного движения и наиболее активным его участником.Иллюстрировал поэтические сборники Тцара и Гюльзенбека, оформлял выходившие в Цюрихе дадаистские журналы. В 1918 году Янко стал членом группы «Новая жизнь», а в 1919-м вступил в «Комитет действий революционных художников», которым руководил Ганс Рихтер. В 1920 году в Цюрихе состоялась выставка, на которой были показаны его гипсовые рельефы. В 1922 году, после неудачной попытки присоединиться к парижским дадаистам, Янко вернулся в Бухарест, где в 1924 году создал группу «Контимпоранул», издающую одноименный журнал, орган художественного и поэтического авангарда. Кроме этого, группа занималась организацией авангардных выставок: одна из них состоялась в 1922 году во Дворце искусств в Бухаресте. Янко был художником-универсалом. Диапазон его художественных возможностей широк и разнообразен: масляная живопись, графика, самые разные виды гравюры, плакат, скульптура, искусство декорации и костюма, маски. Он также писал критические статьи и манифесты. В 1941 году Янко удалось выехать в Израиль: год спустя в Тель-Авиве состоялась большая выставка его работ. На своей новой родине художник развил активную культурную деятельность: он выступил основателем группы «Новые горизонты» (1948), принял участие в венецианском Биеннале (1952), основал поселение художников «Эйн Ход» (1953). В 1967 году Янко был удостоен Национальной премии Израиля в области живописи, а в 1982 году - звания Почетного гражданина Тель-Авива. В течение последних лет жизни Янко вместе со своими друзьями трудился над созданием в Эйн Ходе художественного музея, который был открыт в 1984 году, за десять месяцев до кончины художника. Сегодня этот музей носит его имя.
АРП, Жан (Ганс) (1887-1966) Французский живописец и скульптор. Родился в Эльзасе, учился в Школе декоративного искусства в Страсбурге (1904), а затем, с 1905 по 1907 год, в Веймарской художественной школе и в Академии Жюлиана в Париже. В 1912 году в Мюнхене Арп знакомится с Кандинским и становится членом группы «Синий всадник», оказавшей значительное влияние на его личность. На второй выставке группы он показывает свои работы. В 1913 г в Кёльне Арп встречается с Максом Эрнстом, существенно повлиявшим на его творчество. В 1915 году Арп перебрался в Цюрих, где своими геометрическими коллажами принял участие в выставке «Современные настенные ковры, вышивка, живопись и рисунок». В последующие годы Арп много экспериментировал в технике коллажа: однако, в отличие от коллажей кубистов (которые резали бумагу ножницами) и дадаистов (которые использовали фрагменты газет и фотографий) он изобрел новую технику бумажного коллажа, используя в качестве материала рваную цветную бумагу. Неровные силуэты его композиций создают ощущение внутренней энергии, заключенной внутри деталей. В 1916 году Арп становится сотрудником «Кабаре Вольтер», принимает самое активное участие в создании группы Дада. Круг его интересов в эти годы значительно расширяется: он пишет цикл симультанных стихов, иллюстрирует произведения Гюльзенбека и Тцара, оформляет издания журналов «Кабаре Вольтер», «Дада», «391». Не забывает художник и о своем увлечении пластикой. Его ярко раскрашенные абстрактные деревянные рельефы на первый взгляд кажутся лишь забавой, что вполне отвечает эстетике дадаизма, однако за показной несерьезностью художника всегда скрывается сложная интеллектуальная деятельность и глубокая творческая проницательность. В 1920 году Арп предпринял поездку в Берлин, где познакомился с Куртом Швиттерсом, Эль Лисицки и кругом берлинских дадаистов, по приглашению которых принял участие в Первой международной дада-ярмарке, а также сотрудничал с «Альманахом Дада». В конце 1920 года он перебрался в Париж. Постоянно находясь в поисках нового, Арп сближается с группой «Круг и квадрат», а затем сменившей его «Абстракция - творчество». В 1930 году он создал первые трехмерные скульптуры из дерева. Под влиянием своей жены, также талантливого скульптора, он полностью отдается этому виду искусства. Постепенно он осваивает все новые и новые материалы: гипс, бронзу, камень. В1958 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась ретроспективная выставка произведений Арпа. На ней были представлены работы, созданные более чем за сорокалетнюю творческую жизнь. Среди показанных на ней работ были «Квадраты, размещенные согласно законам вероятности» Он стоял у истоков дадаизма, оставил заметный след в абстракционизме, дал свою, оригинальную и самобытную версию сюрреализма. Однако неуемная жажда творческой свободы, постоянное стремление к независимости и нонконформизм не позволили ему примкнуть окончательно ни к одному из художественных направлений: до последних дней он так и оставался великим одиночкой.
ПИКАБИА, Франсис (1879-1953) Французский художник и поэт. Франсуа Мария Мартинес Пикабиа родился в Париже, учился в парижской Школе изящных искусств, а с 1895 по 1897 год - в Школе декоративного искусства у Фернана Кормона, Фердинанда Гумберта и Альберта Чарльза Уоллера. С 1899 года художник выставлял свои работы в Салоне Независимых. Зимой 1902-1903 годов Пикабиа начал писать в импрессионистской манере: работы, выполненные в этом стиле, он показал в Осеннем Салоне и Салоне Независимых 1903 года. Первая персональная выставка художника состоялась в парижской галерее Хаусмана в 1905 году. С1908 года в работах Пикабиа появляются элементы фовизма, неоимпрессионизма и даже кубизма. В 1909 году Пикабиа создал первую свою абстрактную картину «Каучук». К 1912 году художник сформировал персональный стиль - своеобразную смесь кубизма и фовизма: в этой манере он проработал до начала 1920-х годов. В 1910 году Пикабиа подружился с Марселем Дюшаном, вместе с которым три года спустя принял участие в Армори-шоу. Приехав в Нью-Йорк, он быстро стал своим в авангардных кругах. Пикабиа принимал активное участие в дадаистских акциях в Нью-Йорке. Он сотрудничает с Дюшаном и Мэн Рэем, издается в журналах «Камеравок» и «291». В 1915 году Альфред Штиглиц в своей галерее «291» организовал персональную выставку Пикабиа. Этот период ознаменовался в его творчестве началом механистического и механоморфного периода. В августе 1916 года Пикабиа переезжает в Барселону. В 1917 году он опубликовал свою первую поэтическую книгу, а также первый выпуск своего журнала «391» (за семь лет вышло 19 номеров), созданный по образцу журнала «291», издаваемого Штиглицем: с июня того же года журнал начинает выходить и в Нью-Йорке, а в более поздний период и в Париже. В 1918 году в Швейцарии Пикабиа познакомился с лидером дадаистов Тристаном Тцара, который вовлек его в движение Дада. Вернувшись в Париж, в феврале 1919 года Пикабиа примкнул к группе парижских дадаистов. Он участвует в скандалах и акциях, увлекается дадаистскими коллажами, издает дадаистский журнал «Каннибал». В 1922 году, когда произошел исторический разрыв Бретона с Тцара, Пикабиа принял сторону первого. Ему 42 года, и он устал от скандалов и эпатажа. Тем не менее, Пикабиа продолжает сотрудничать с будущими сюрреалистами, принимая участие в выставках и публикуясь в их журналах, вплоть до 1924 года, когда он провозгласил инстантанеизм как альтернативу сюрреализму.
МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И СЮРРЕАЛИЗМ.
Метафизическая живопись. Джорджо Де Кирико; Карло Кара; Джорджо Моранди. Основы метафизической живописи были заложены Джордже Де Кирико в 1910 году но свое «крестное имя» она обрела лишь в 1916-м во время встречи в военном госпитале Де Кирико и Карло Карра. На первых порах это движение включало в себя лишь двух его основателей. Позже к ним присоединился Джорджо Моранди. Главным требованием эстетики метафизической живописи было «видеть загадку в самых обыкновенных вещах», а цель творчества определялась как «передача метафизической психологии вещей средствами живописи». Хотя период существования метафизической живописи продолжался недолго, она получила широкий резонанс в искусстве XX века. Под ее непосредственным влиянием обрели многие стилистические черты французский сюрреализм и немецкий магический реализм, ей многим обязаны такие разные художники, как Макс Эрнст, Георг Грос, Рене Магритт. Художники создали странный, ирреальный мир. В нем нет людей, а есть лишь манекены и статуи, отбрасывающие зловещие черные тени, словно притягивающие взор; пространства пустынны, залиты ярким солнечным светом - и вместе с тем мертвы, их перспектива искажена: предметы потеряли свой первоначальный смысл. Помещая объект изображения в чуждый для него контекст, художники стремились создать магическую атмосферу сна: в этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом. Известен тот факт, что Бретон считал Де Кирико предтечей сюрреализма в живописи и в первые годы существования группы буквально боготворил его. Джорджо Де Кирико. В 1911 году художник приехал в Париж, где его «метафизическая живопись» встретила понимание: сам Аполлинер удостоил его похвалы, а Пикассо и футуристы приняли в свой круг. Начиная с 1912 года он участвует в выставках Осеннего Салона, а с 1913 - Салона Независимых. Именно в этот период рождается серия его полотен -«тайн»: «Тайна осеннего вечера» (1909), «Тайна оракула» (1909), «Тайна дня» (1914). Разразившаяся Первая мировая война вторглась в жизнь художника, и летом 1917 года он вместе с братом, художником и литератором Альберто Савинио, покинул Францию и вернулся в Италию. В Ферраре, в военном госпитале Де Кирико встретил художника Карло Карра: это знакомство стало плодотворным, дав мировому искусству новое направление - метафизическую живопись. Между 1908 и 1917 годами Де Кирико создал свои самые значительные произведения - серию видов пустынных городских площадей и странных натюрмортов, составленных из чуждых друг другу предметов. Даже названия этих работ, такие, как «Неуверенность поэта» (1913), «Радости и загадки странного часа» (1913), «Меланхолия и тайна улицы» (1914), «Предотъездная тоска» (1916), демонстрируют стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Стремясь подчеркнуть визионерский характер своих полотен, художник заявил в 1913 году: «То, что я слышу -ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, - и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами». Мотив «человека с закрытыми глазами» появляется в одном из самых загадочных и самых магнетических полотен Де Кирико -«Мозг ребенка» (1914). Эта картина явилась настоящим откровением для Андре Бретона, который в 1916 году увидел ее в витрине с площадки проходящего автобуса и, выйдя на ближайшей остановке, вернулся, чтобы еще и еще раз взглянуть на нее. Завороженный и очарованный этой новой для себя живописью он написал художнику письмо. После этого начинается период их общение. В своем романе «Эбдомерос» (1929), повествующем о «метафизическом» периоде своей жизни, художник описал, насколько тяготил его культ, сложившийся в группе вокруг его персоны. Однако магия метафизической живописи имела на художника столь значительное влияние, что он до конца дней не расставался с ее мистическими образами, вновь и вновь повторяя старые полотна и создавая новые, на которых с неизменным постоянством появлялись пустынные итальянские площади, залитые солнцем и яйцеголовые манекены. Художник прожил долгую жизнь: он умер в Риме в возрасте 90 лет. Из 70 лет плодотворной творческой деятельности только первое десятилетие прошло под знаком абсолютной метафизической живописи.
Карло Кара(1881 – 1966) Итальянский художник. Родился в местечке Куарньенто, близ Алессандрии, в семье ремесленника. В 12 лет он уже работает декоратором. В 1895 году Карра приезжает в Милан, где посещает вечернюю школу Брера, а спустя четыре года, в 1899 году, отправляется в Париж. В Париже Карра посещает Лувр и Люксембургский музей. В 1900 году, когда декоративные работы по украшению павильонов выставки были закончены, он, в поисках новой работы, перебирается в Лондон. В английской столице Карра посетил все крупнейшие музеи, где особенное восхищение у него вызвали картины Констебла и Тернера. В том же году он вернулся в Милан, где продолжал работать декоратором. В 1906 году Карра поступает в миланскую Академию изящных искусств Брера. Однако интерес к современному художественному процессу постепенно берет в нем верх над стремлением учиться, и он всем своим существом вовлекается в борьбу авангардистских направлений, встав на сторону футуризма. 11 Февраля 1910 года, при непосредственном участии Карра рождается на свет первый «Манифест футуристической живописи», подписанный кроме него Боччони, Руссоло, Балла и Северини. В 1911 году Карра вновь посетил Париж, где он познакомился с Браком и Пикассо, а также Фенеоном, Аполлинером, Модильяни, Матиссом, Леже, Дереном, Вламинком, Глезом и другимиОн принял участие в выставке футуристов. Начиная с 1914 года художник испытывает разочарование в футуризме. Карра видел выход в поиске новых формальных решений, которые он нашел в живописи тосканских примитивов. «Я возвращаюсь к примитивным и конкретным формам. Я чувствую себя Джотто своего времени», - писал он в 1915 году. Летом 1917 года в Ферраре Карра познакомился с Де Кирико, возвращавшимся в Италию из Франции. В 1919 году Карра сформулировал теоретические основы нового художественного течения в своем исследовании «Метафизическая живопись». После гибели Боччони и отъезда Северини в Париж Карра стал одним из ведущих художников Италии. С самого начала 1920-х годов в рамках группы «Valori Plastici» Карра ищет свой индивидуальный вариант пространственной и пластической живописи, опираясь на традицию, которая ведет от Джотто и Мазаччо к Сезанну; результатом этих поисков стала большая работа для Дворца правосудия в Милане. В последующие годы художник много работал в жанрах пейзажа и натюрморта, создав множество ярких и самобытных работ. Карра регулярно участвует в художественных выставках, преимущественно итальянских. В 1950 году на Биеннале в Венеции художник был удостоен Гран-при. В 1941 году Карра возглавил кафедру живописи в Академии Брера. В послевоенные годы художник увлекся книжной графикой, проиллюстрировав «Одиссею» Гомера и «Одно лето в аду» Рембо. Карра является также автором книги «Секреты профессионала». Художник умер в Милане в возрасте 85 лет.
СЮРРЕАЛИЗМ
Жан Арп, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Оскар Домингез, Андре Массон, Хуан Миро, Рене Магритт, Мерет Оппенхейм, Мэн Рэй, Ив Танги, Макс Эрнст. Сюрреализм (от франц. surrealisme - надреализм) Художественное направление в мировом искусстве первой половины 20 века. Определение А. Бретона: «Сюрреализм,.- чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выражение реального функционирования мысли в письменной, устной или любой другой форме. Диктовка мысли без всякого контроля со стороны разума, вне всяких эстетических или моральных ограничений.»
Термин сюрреализм – впервые употребил в 1917г Гийом Аполлинер. Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу, в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека. На возникновении сюрреализма повлияла философия интуитивизма А.Бергсона и теория психоанализа З.Фрейда. На этой основе сложились представления о чисто бессознательной природе творческого. Философское понимание сюрреализма основывается на убеждении о высшей природе реальности определенных форм ранее не принимавшихся во внимание.
|