Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художник, путешественник, философ.Стр 1 из 33Следующая ⇒
Предисловие Книга " Алтай — Гималаи" представляет собой путевой дневник великого русского художника, мыслителя, путешественника Н. К Рериха, вместе с членами своей семьи осуществившего уникальную научную экспедицию по странам Востока и Центральной Азии в 1925 — 1928 гг. Признанный во всем мире мастер живописи, педагог, археолог, философ, культурный и общественный деятель, путешественник и ориенталист, Рерих был на редкость разносторонней личностью. Вместе с членами своей семьи он объездил весь мир, создавая подлинные очаги культурного строительства во многих странах. Широкий общественный резонанс имела и научно-исследовательская деятельность художника, осуществлявшаяся во время многолетних экспедиций по странам Центральной Азии и Востока. Интерес к духовной культуре народов Востока, стремление найти подтверждение существовавшей уже тогда гипотезе арийского происхождения праславянских племен побудили Рерихов к организации научной экспедиции по странам Центральной Азии. Экспедицию финансировали государственные и частные учреждения США, заинтересованные в результатах предпринимаемых ею научных исследований. В 1924 г. семья Рерихов совершает научную экспедицию в Тибет, а с 1925 по 1928 г. — в Центральную Азию с заездом в 1926 г. в Россию. События этой грандиозной экспедиции и легли в основу книги " Алтай — Гималаи", впервые изданной в России (точнее, в СССР) в 1929 году. Исследовательская программа экспедиции была предельно насыщенной и разнообразной: от историко-культурных, этнографических, лингвистических исследований до приобретений старинных предметов искусства (коллекции которых пополнили организованный Рерихами в США музей); от ботаники и зоологии — до медицины и географии, до знакомства с местным фольклором и особенностями современного искусства народов Востока. Материалов, собранных экспедицией, оказалось столько, что на их основе Рерихами был организован в Гималаях научно-исследовательский институт " Урусвати", ведущий переписку с учеными всего мира. Однако на Восток семью Рерихов привело стремление не только к интеллектуальным, но и к духовным знаниям, подлинной сокровищницей которых было эзотерическое философское наследие Индии и Тибета. Этот древний, неисследованный (хотя и открытый Западу в трудах Е. П. Блаватской) пласт культуры содержал в себе настоящие научные и духовные сокровища, способные предопределить пути развития современной западной науки на много лет вперед. Серьезное, подлинно научное изучение эзотерической культуры Индии и Тибета привело Рерихов к сотрудничеству с группой духовных деятелей Индии и Тибета, являвшихся в полном смысле этого слова хранителями древнейших знаний Востока. Организовавшие в труднодоступных горных районах Гималаев своеобразную духовную общину современные мудрецы Востока, как и многие прежние поколения их предшественников, щедро делились своими знаниями со всеми, кто имел достаточный духовно-интеллектуальный уровень, чтобы правильно воспринять эти знания и донести их неискаженными до других людей. Жители Востока издавна называли загадочную обитель философов-отшельников Шамбалой, а ее сотрудников — духовными Учителями и Махатмами, что в переводе с санскрита означает " Великие души". Учителя Шамбалы стали духовными наставниками Н. К. Рериха и всех членов его семьи. В сотрудничестве с Махатмами Рерихи создали и передали всему миру учение Живой Этики, с каждым годом вызывающее к себе интерес все большего числа людей во всем мире... В 1920 году в Англии состоялась первая встреча художника и его жены — Е. И. Рерих — с Махатмами Мориа и Кут-Хуми, приехавшими специально для этого из Индии в Лондон. Эта встреча положила начало передаче Учителями Востока Рерихам философского учения Живой Этики. В 1924 г. вышла в свет первая книга этого учения — " Листы сада Мории". Центрально-азиатская экспедиция семьи Рерихов стала новым этапом сотрудничества отважных русских исследователей с духовными Учителями Востока. В работе " Алтай — Гималаи" Рерих не скрывает одной из важнейших целей, приведших его на Восток. " А где же те, ради которых вы приехали в Индию"? — задает Николай Константинович вопрос в своей книге. Правда, далеко не на все вопросы, касающиеся сотрудничества семьи Рерихов с Шамбалой, есть прямые ответы в книге " Алтай — Гималаи", и на это существуют свои причины. Многие страницы удивительного общения между Рерихами и Великими Учителями Востока долгое время оставались неизвестными широкой читательской аудитории. И лишь сейчас, спустя много лет, когда стали известны многие факты, до времени хранившиеся в архивах, стало возможным восстановить некоторые события необычного сотрудничества, осуществлявшегося между семьей гениального русского художника и его духовными Учителями. Вслед за первой встречей в Лондоне последовал ряд необычных событий и встреч Рерихов с представителями гималайской общины и в других странах Европы и США Эти события в несколько иносказательной форме (чтобы не создавать ненужного ажиотажа вокруг имени художника) были отражены в его автобиографических очерках, о которых упоминал биограф Николая Константиновича П. Ф. Беликов в своей работе " Рерих. Опыт духовной биографии". Беликов отмечает, что в одном из этих очерков — " Бывальщина" — " перечислены в хронологическом порядке необычные явления и встречи: " Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи". " Рерих пишет, — продолжает П. Ф. Беликов, — и в " Путях Благословения", в очерке " Звезда Матери Мира", датированном 8 мая 1924 года, об Учителях так, как будто с Ними встречался: " Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и как гармоничны и прекрасны Они. Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области" ". В Париже с семьей Рерихов произошло одно из самых необычных явлений, связанных с предстоящей духовно-просветительской миссией, возложенной на них Учителями Шамбалы. Рерихи получили по почте посылку, содержащую древнейшую реликвию Востока — Чинтамани, или " Мыслящий Камень". По преданию, этот Камень, представляющий собой фрагмент метеорита, упавшего на Землю из созвездия Орион, обладает мощным энергетическим зарядом, активизирующим духовно-творческое начало человека, а также способным очищать и насыщать эволюционным энергоинформационным содержанием пространство Земли на огромных расстояниях. Этот Камень сопровождал Рерихов в их Трансгималайской экспедиции. Помимо его прочих загадочных функций, он, возможно, играл роль своеобразного терафима, облегчающего его носителям осуществление духовно-телепатической связи с Учителями. Будучи сотрудниками Шамбалы, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи обладали необычными духовно-психическими возможностями, в том числе — ясновидением и яснослышанием, позволяющими им получать телепатические сообщения от Учителей. В книге " Алтай — Гималаи* неоднократно говорится о получении Рерихами вестей, неведомых остальным членам экспедиции. Немаловажным событием Центрально-азиатской экспедиции Рерихов стали и их встречи с Учителями уже непосредственно на Востоке. П. Ф. Беликов в уже упоминавшейся работе пишет, что одна из таких встреч — с Махатмами М. и Джул-Кулом состоялась в Индии, в Сиккиме. Как отмечает Беликов, это событие " оказало на всех Рерихов огромное влияние. Мы знаем из переписки с Шибаевым (секретарь Н. К Рериха. — Прим. ред.), что сначала Рерихи намеревались посетить Адьяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили свое решение и поехали в Сикким. В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. <...> Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык <...> " (так Рерихи называли своих Учителей. — Прим. ред.). На страницах " Алтая — Гималаев" Н. К Рерих неоднократно возвращается к этой необычной теме — духовным Учителям Шамбалы и их огромному влиянию на менталитет и культуру народов Востока.
|