Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие методологии и метода.Стр 1 из 39Следующая ⇒
Тема 1. Методология научных исследований. 1. Понятие методологии и метода 2. Общенаучные методы 3. Методы эмпирического и теоретического познания 4. Формы научного знания 5. Процесс научного познания 6. Критерии истинности научного знания
Понятие методологии и метода. Важно различать такие понятия, как методология и метод. Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология естествознания – учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Так, например, методологическое значение имеют в естествознании законы сохранения. При любых исследованиях, теоретических построениях они должны обязательно учитываться. Метод – это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта. Ф. Бэкон [1] сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого – познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1, 2.
Рис.1
Следует иметь в виду, что каждая отрасль естествознания наряду с общенаучными применяет свои конкретно-научные, специальные методы, обусловленные сущностью объекта исследования. Однако зачастую методы, характерные для какой-либо конкретной науки применяются и в других науках. Это происходит потому, что объекты исследования этих наук подчиняются также и законам данной науки. Например, физические и химические методы исследования применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и химические формы движения материи и, следовательно, подчиняются физическим и химическим законам (вспомним «лестницу Кекуле», рассмотренную нами в первой лекции). Всеобщих методов в истории познания – два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Диалектический метод – это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии. Диалектика – название методологического принципа познания, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».В начале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или суждение, которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина. Метафизический метод – метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. Метафи́ зика (др.-греч. τ α μ ε τ α τ α φ υ σ ι κ ά — «то, что после физики») – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.
|