Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура, виды, сегментация рынка
Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру. Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка: - по объектам (экономическому содержанию) следует выделять: 1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок); 2. рынок рабочей силы; 3. финансовый рынок; 4. валютный рынок; 5. рынок информации; 6. рынок средств производства; 7. рынок патентов и лицензий. - по субъектам различают: 1. рынок покупателей; 2. рынок продавцов; 3. рынок гос. учреждений; 4. рынок посредников. - по географическому (территориальному) положению различают: 1. местный (локальный); 2. межрегиональный; 3. республиканский; 4. международный. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; - по степени зрелости: 1. развитый; 2. формирующийся; 3. монопольный; 4. олигопольный. - по правовому признаку: 1. легальный (официальный); 2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый». - по отраслевому признаку: 1. автомобильный; 2. сельскохозяйственный; 3. нефтяной; 4. компьютерный; - по характеру продаж: 1. оптовый; 2. розничный. Из структуры можно выделить следующие виды рынков: * Рынок товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; * Рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; * Финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки (РЦБ); - валютно – денежные рынки; * Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии). В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях. Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов). Основными из них являются: * географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям; * демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу; * психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам; * поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.
|