Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночная инфраструктура и субъекты рынка
Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе этот термин стал употребляться с 60х 20в. Инфраструктура ( инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка. Элементами рыночной инфраструктуры являются: 1. биржи (товарные, фондовые, валютные); 2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.); 3. банковская система – ЦБ РФ, коммерческие банки и парабанковские учреждения; 4. страховые компании; 5. рекламные агентства, информационные центры; 6. средства деловой коммуникации; 7. таможенная система; 8. налоговая система; 9. аудиторские компании; 10. консалтинговые компании; 11. специальные зоны свободного предпринимательства; 12. системы регулирования занятости населения; 13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности. Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями и призвана обеспечить участникам рынка реализацию их интересов. Функции рыночной инфраструктуры: - организационное оформление рыночных отношений; - содействие гос. и общественному регулированию деловой активности; - повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям. Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы. 1. домохозяйства (семьи)- п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги. Им характерны: - самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются; - обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании); - стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли. Фирме (предприятию) характерны: - использование факторов производства с целью создания товаров и услуг; - стремление к максимизации прибыли; - самостоятельное принятие решений. 3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.). Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты.
Тема 4/2. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров. 2. Стоимость товара и ее измерение. 3. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения. 4. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа.
|