Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Происхождение культуры
Зигмунд Фрейд, австрийский философ, пытался дать ответ на вопрос, чем же стадо отличается от ранних видов общественных организмов: в обществе действуют нравственные ограничения и запреты (табу). Табу – жесткий запрет, не оставляющий человеку «никаких лазеек» (Поппер). Откуда же они произошли и как? Системы запретов компенсируют утрату животных инстинктов. Табуироваться могли кровнородственные браки (нарушение брачных кодов), кровопролитие, охота на животных, популяция которых сокращалась. Наложение табу происходило в виде символических действий – обрядов, заклинаний. Часть запретов перешли в область обычного права. Табу могли быть связаны с тотемизмом – системой древнейших религиозных представлений, подразумевающей поклонение, почитание общего прародителя, обычно животное. Возникновению этих феноменов предшествовало «пробуждение совести», чувство раскаяния за совершенное некогда преступление (убийство первопредка, отца, в результате соперничества детей и отца – Эдипова комплекса, свойственного человеческой психике): «совесть, теперь являющаяся наследственной душевной силой, приобретена человечеством в связи с комплексом Эдипа». Культура – то, что выделяет человека из мира звероподобных предков, это средство подавления животных инстинктов, агрессивности. В человеке продолжают действовать инстинкты, но они ослаблены, «окультурены». Человек часто поступает не в соответствии с инстинктом, а в соответствии с некоей программой, которую задают социо-культурные условия (например, не рожать детей, пока не сделаешь карьеру). Однако существует сегодня мнение, что у человека как биологического вида изначально были ослаблены инстинкты, именно поэтому выживание было столь тяжелым и требовало новых средств приспособления. Одним из средств приспособления и стала символическая деятельность, основанная на подражании природному миру. Идея австрийского философа Э.Кассирера (1874-1945) – происхождение культуры в результате развития символических форм деятельности, среди которых древнейшими являются язык, миф, искусство, религия. Человек – «животное символическое». Таким образом, превращаясь то в одно, то в другое существо, фактически не являясь ими, человек выстраивал особую надинстинктивную реальность. Эта реальность является посредником между человеком и физическим миром. Постепенно человек все стал воспринимать при ее посредничестве: через язык, образ, жест, обряд и др. Речь оживляет материальный мир, заставляет его звучать. Игровая теория культуры голландского ученого Иохана Хейзинги – культура произошла из игры. Игру он считал более древней, чем культура. Однако человеческая игра качественно другая, в ней произрастает культура (появляются элементы священнодействия, социальных отношений).
|