Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Межкультурная коммуникация






Межкультурная коммуникация может рассматриваться на уровне этносов, национальностей и цивилизаций, в рамках социологии культуры, а также на межличностном уровне. Основы теории межкультурной коммуникации закладывались одновременно со становлением теоретической культурологии. Так, Гердер указал на равенство с точки зрения культуры достижений дикаря и европейца. Общая мера – мера человечности – обеспечивает равное участие в процессе взаимодействия (коммуникации).

В современной теории межкультурной коммуникации (сформировавшейся к 1960-70м годам) выделяют такие формы, как аккультурация, инкультурация, социализация.

Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур и его результаты, заключающиеся в восприятии одной из культур элементов другой или в возникновении новых культурных явлений. Исследование процессов аккультурации связано с таким направлением, как диффузионизм: Ф.Ратцель изучал диффузию артефактов культуры (теория «культурных кругов»), Л.Фробениус выделил формы перемещения культуры, в том числе, и те, что ведут к образованию новой культуры. Термин широко использовался представителями американской антропологической школы (Ф.Боас, Б.Малиновский, М.Херсковиц). В рамках американской культурной антропологии зародилось понятие метода аккультурации как процесса контактов культур, в результате которых изменяются и культурные парадигмы (Дж. Гершкович, Дж. Мелвиль, О. Оттенберг). Согласно этому методу, культурные различия между этническими общностями уравниваются в связи со вступлением в непрерывный и непосредственный контакт Была предложена типология результатов культурных контактов – принятие, адаптация, отвержение. Во второй половине ХХ века понятие аккультурации стали применять еще более широко (например, для характеристики процесса формирования мексиканской культуры). Условием аккультурации считается относительно свободное взаимодействие культур, без целенаправленного жесткого этнополитического регулирования или военного вмешательства, результатом которого может стать ассимиляция – такой вид межкультурной коммуникации, который приводит к существенной утрате одной из сторон характерных исторических особенностей культуры, поглощению одной культурой другой.

На основе поликритериальности западными антропологами разработана классификация основных типов результатов межкультурного контакта (идеальные типы):

1) геноцид (физическое уничтожение более многочисленным или более цивилизованным народом другого);

2) ассимиляция (поглощение происходит как в культурном, так и в антропологическом плане; несет в себе элемент агрессии к инородной " картине мира", угрожающей интегральному «мы»-чувству, а потому стремление к усвоению, также элемент добровольности);

3) сегрегация (независимое, изолированное существование культур на расстоянии);

4) интеграция (сосуществование культур на принципах толерантности).

Полная ассимиляция – это редкое явление. Неизбежность культурных контактов и взаимодействий порождает также множество форм равноправного объединения, принятия общих для взаимодействующих сторон идей, ценностей, традиций, Это различные виды интеграции – объединение на религиозной почве (например, мусульманский мир), общественно-политической, идеологической или иной. Глобализация в современном мире – пример «логической интеграции».

Исследование аккультурации отдельных социальных групп (субкультур) стало возможным лишь благодаря выделению и рассмотрению этнической культуры определенной социальной общности, когда в многоукладном государстве каждая этническая группа выступает в качестве социальной. Примером тому может служить ассимиляция индейского населения в Мексике. В связи с включением индейцев в несвойственные для их культуры капиталистические отношения и лишением их земли, они превратились в социально маргинальную группу. Вынужденные приспосабливаться к жизни в новых экономических условиях, они мигрировали в города, осваивали испанский язык, вступали в необычные для них трудовые отношения. Постепенно, этническое самосознание трансформировалось в чувство принадлежности к индейцам уже как к социальной группе в составе единой мексиканской нации.

В поле исследования аккультурации попадают и процессы урбанизации, будь то расширение влияния городской культуры на сельскую или миграция сельского населения в город. Р.Редфилд отмечал, что крестьянство одинаково на обширнейших территориях и даже во всем мире, следовательно, нужно говорить не об этнических контактах, а о стратовой расслоенности населения на городское и сельское и взаимодействии между ними

Инкультурация – процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоение его этнокультурного опыта, специфичного для локальной исторически сложившейся культуры определяется как процесс инкультурации (enculturation). Нередко в качестве аналогичного понятия используется термин «социализация». Употребление этих понятий в качестве синонимов возможно при условии приравнивания культурного пространства к социальному, их неразрывной связи. Социологизация культуры, широко применяемая в американской культурологии, подразумевает, что каждая социальная общность имеет собственную систему конвенциональных норм и правил поведения, разделяемых всеми ее участниками. Основоположник культурно-исторического подхода в психологии Л.С.Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.), невозможно вне социальной структуры, то есть социальная среда является необходимым условием для инкультурации индивида. Отмечая специфичность детского развития, совмещающего в себе в синтезированном виде как биологическое, так и культурное развитие, Выготский подчеркивал дифференцированность этих процессов у взрослого. Десятилетие спустя американский антрополог М.Хесковиц, изучая феномен инкультурации, выделил два его уровня: детство – приобретение специфического культурного опыта, и зрелость – его интерпретативное воспроизводство.

Процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены и присутствуют на каждой ступени культурно-исторического развития человека. Социализация, при этом, подчеркивает статусное положение человека в общественных отношениях через систему межролевой коммуникации, тогда как инкультурация является процессом присвоения символического пространства, связанного с этим статусом (усвоение субкультуры) и всей логики организации общественных отношений, ее исторической детерминированности, выраженной в национальной культуре. Первичное культурное пространство, формирующее «картину мира», в дальнейшей жизнедеятельности человека определяет его мировосприятие. Дети любой культурной общности в большей степени похожи друг на друга, чем на своих предков, поэтому «если ребенок из России окажется в Соединенных Штатах, то, став взрослым, он будет действовать и думать как американец, а не как русский». (Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Спб., 1998. С.230). В межкультурных отношениях (коммуникациях) культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, является определяющей взаимодействие, тогда как социально-статусное положение отдаляется на второй план. Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной принадлежностью, протекая на фоне культурного единства. Дифференцированность этих процессов от установки «Я среди своих» и «Я среди чужих» позволяет провести грань между социализацией и инкультурацией человека, как основными механизмами включения индивида в общество и культуру.

В теории межкультурной коммуникации выделяют раздел, посвященный использованию пространственных взаимоотношений при коммуникации. Американским психологом Э.Холлом был введен термин «проксемика» для изучения пространственной организации коммуникации, а также влияния различных культурных норм и стереотипов культурного пространства на характер межличностного общения. Данные Холла используются и в учебниках по психологии, и в учебниках по социологии, и даже в учебниках по этикету. В зависимости от усвоенных границ того или иного типа пространства, мы воспринимаем контакты с нами либо как дружественные, либо как агрессивные - «вторжение» во внутренний мир. Причем границы зависят не только от культурноусвоенных стереотипов, но и от вашего личного отношения к контакту. То есть изменение дистанции при общении есть конкретный результат коммуникации. Не случайно и в языках закрепляются понятия, указывающие на определенные дистанции-модели человеческих отношений. Другим (после пространственного) важным фактором культурной идентификации является временной фактор культурного пространства – фундаментальная составляющая «картины мира». Хронология личной жизни и хронология исторического времени взаимно коррелируют. «Личное» время определяется (субъективно измеряется) наполненностью, насыщенностью жизни. «Событийная» концепция временной перспективы человека включает в себя определенные ожидания, мечты о будущем. Хронологическая ориентированность человека – это интуитивное знание, проявляющееся в умении улавливать требования завтрашнего дня. Кто осваивает культурное пространство, ориентируясь на требования сиюминутной ситуации, тот приспосабливается, обрекая себя постоянно «поспевать за временем». Кто умеет улавливать ожидания будущего, тот приспосабливает ситуацию согласно своему предвидению, его адаптирование носит осмысленный и целенаправленный характер. Временные установки эмоционально окрашены и определяются чувством надежды или тревоги, которые несет с собой эпоха или поколение. А.Я.Гуревич отмечал, что человек не рождается с «чувством времени», понимание им связи времен продиктовано эпохой.

Ощущение времени связано с социокультурными характеристиками общества. В теории межкультурной коммуникации особенности темпа жизни, ритма времени изучает хронемика. Восприятие и использование времени влияет на качество общения также как и другие параметры. Например, все знают, что пунктуальность – это признак воспитанности и хорошего тона. Однако, это относится лишь к западной культуре, где опоздание может привести к конфликту и полному отсутствию коммуникации.

К неверному пониманию в межкультурной коммуникации могут привести разнообразные коммуникативные помехи, дефекты, затруднения, которые сделают процесс общения невозможным. Виноградов С.И. указывает три главных причины неудач в процессе понимания: нарушение коммуникативной нормы (гиперкнижный язык, оскорбление, фамильярность и т.п.); коммуникативные неудачи (непонимание, неверное понимание); коммуникативные помехи. Коммуникативным помехам уделяется особое внимание, так как они делают общение просто невозможным. «Можно выделить следующие их типы:

- социальные: воздействие на коммуникацию социокультурных условий, социальных институтов, политики, идеологии;

- ментальные: различия в мировоззрении, идеологии;

- ситуационные: это явления могут быть от чисто физических помех (шум) до собственно коммуникационых (присутствие нежелательного человека);

- помехи канала - от нечеткой артикуляции до полиграфического брака;

- поведенческие: тип поведения одного участника общения неприемлем для другого;

- пресуппозиционные: связаны с различием в объеме предварительной, «дотекстовой» информации, которой располагают коммуниканты;

- текстовые: самая многочисленная группа, включающая все вербализованные помехи (требующие семантизации слова, усложненные или амбивалентные синтаксические структуры, стилистическая или синтаксическая неупорядоченность высказываний и т.д.» (Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи// Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. -С.149) Современная литература употребляет также термины «неудачный контакт» и, видимо, под влиянием информационных технологий, «неверное подключение».

Помимо чисто коммуникативных помех в МКК присутствуют многочисленные «культурные компетенции»- влияния, которые и определяют успешность и интерпретативность взаимодействия. Это многочисленные обычаи и традиции, стереотипы поведения, этикетные нормы, этнографические и бытовые особенности, язык жестов и пр.пр. Языковые конструкции имеют «писаные правила», поэтому изучить язык другого народа можно и по учебникам, а для достижения полного понимания необходимо учесть огромное количество «правил неписаных».

 

Лекция 5. Типология культур.

 

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур, называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологи, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, критериям, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа культуры.

Емкость и сложность понятия культуры влечет за собой многообразие типологий культуры. Исходя из того, что культура рождается в процессе деятельности, материального и духовного производства, ее принято делить на материальную и духовную. Кроме того одни исследователи считают, что существуют религиозная (конфессиональная) и светская (атеистическая) культуры, другие выделяют «женские» (восточные и пр.) и «мужские» (европейская, мусульманская и т.д.), «южные» и «северные» культуры. По религиозному признаку выделяют следующие типы культуры: языческий, конфуцианско-даосийский, индо-буддийский, исламский, христианский и др.

В типологии используется несколько принципов выделения основных типов культуры. Это – социальный, региональный, национальный и темпоральный (временной), а также выделение «народной», «массовой» и «элитарной» культуры. Наряду с доминирующей, основной культурой часто выделяют специфические субкультуры, контркультуры и маргинальные («пограничные») культуры. Имеется в виду внутренняя дифференциация культуры, находящая выражение в наличии специфических для социальных групп культурных признаков. Последние можно обобщить в категориях «образ» и «стиль» жизни, отличающих друг от друга социальные группы. Они дают возможность отделить социально приемлемые формы социокультурной дифференциации (профессиональные, этнические и другие культуры) от форм, чреватых угрозой другим группам (например, преступность, наркомания).

На основе социального принципа фиксируются культуры различных социальных групп (семей, сословий, классов, слоев и т.п.). Также выделяются следующие субкультуры: гендерные, возрастные (геронтокультура, подростковая, молодежная и т.д.); по интересам (рок-культура, фолк-культура и др.); неофициальная (андеграунд); криминальная (девиантная, делинквентная) контркультура и т.д. Региональный принцип деления делает акцент на объединяющие (общие) территориальные аспекты культур (локальная, серединная, островная, восточная, западная, среднеазиатская, южноамериканская, африканская и пр.). Национальному же принципу, наоборот, свойственно выделение особенного и специфического в культурах разного типа (славянская, арабская, романская, англосаксонская и т.д.). Наконец, временной (темпоральный) принцип типологизации основан на рассмотрении и сравнительном анализе различных культур в определенные временные и исторические периоды. Это разделение культур по эпохам, а иногда по времени и месту (культура Древнего Египта, античности, средневековья, ренессанса, ХХ века и т.д.). Эта также архаические, традиционные и современные виды культур.

В исторической типологизации можно выделить два подхода. Линейный (универсалистский) подход признает существование единого культурно-исторического процесса, и все развитие культуры – это последовательная смена определенных этапов, стадий. Везде эти этапы были одинаковы, хотя и допускается, что какие-то регионы или народы не прошли все этапы, отставая в своем развитии. Наиболее яркими примерами такого подхода являются марксистская теория и европоцентризм. В настоящее время наиболее распространенной и влиятельной концепцией, исходящей из единства культурно-исторического процесса, является концепция немецкого философа К. Ясперса.

Второй подход состоит в отрицании единства человеческой культуры и
сходных этапов ее развития. Его можно охарактеризовать как концепцию
локальных культур, непроницаемых друг для друга и имеющих свои стадии
развития, т.е. речь идет о концепции замкнутых культурных типов. Таким
образом, всемирная история, согласно воззрениям сторонников этой парадигмы, является суммой самостоятельных неповторимых культурных типов или культур-цивилизаций. Одним из основоположников такой точки зрения стал русский историк и социолог H.Я. Данилевский. Наиболее яркими представителями данного подхода являются О. Шпенглер, А. Тойнби и С. Хантингтон.

Уточним некоторые основные понятия типологии культур. Этническая культура определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию, т. е. культура людей, связанных общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Это в значительной мере дописьменная культура, для которой характерны местная ограниченность, обособленность и самодостаточность. Лишенная авторства, она анонимна. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого - мифов, легенд, святынь. В современном мире этнические культуры зачастую представляют собой субкультуры национальных культур, для которых характерны литературный язык, философия, наука.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Это письменная культура, творцами которой в основном является образованное меньшинство. Ее ценности лежат преимущественно в духовной сфере. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможным в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется и в духовной (верования, язык, искусство и т. п.), и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т. д.) областях.

Локальными называют культуры, развитые на отдельных, относительно обособленных территориях и мало связанные с соседними культурами. К их числу относят культуры примитивных народов Африки, Азии и Америки, которых осталось совсем немного. Культуры, стоящие особняком и обладающие определенными особенностями, могут быть названы специфическими культурами. Они не имеют универсальных черт, характерных для большинства развитых культур (например, культуры стран тропической Африки).

Культуры, которые тесно связаны с окружающими культурами и содержат в себе их признаки и черты, называются «серединными». Такие культуры, к которым, в частности, принадлежит и русская культура, формируются в результате синтеза культур народов, совместно проживающих в пределах больших географических регионов (ареалов). Данный тип культуры имеет доминантное культурное ядро, в виде которого выступает культура какого-либо народа, либо религия. Серединные культуры подвержены перекрестным воздействиям и культурной ассимиляции. Это делает их более разнообразными и тем самым более устойчивыми и жизнеспособными. Как показывает глобальная типологическая схема культур, культуры, находящиеся в тесном взаимодействии с другими, имеют преимущества над специфическими и локальными.

Можно классифицировать культуры по сферам общественной жизни или по отраслям деятельности. Разные авторы называют это видами или формами культуры: художественная, экономическая, педагогическая, юридическая, научная, техническая, политическая и т.п. культуры. Последнюю можно рассматривать как самостоятельную или как подвид управленческой культуры. Выделяют также обыденную (партикулярную, повседневную) и специализированную (профессиональную) культуры.

В XX в. национальные культуры распадаются на три части – народную, элитарную и массовую. Народная культура (фольклор) опирается на этнические корни, традиции, она анонимна, создается народом и для народа. Элитарная культура (от французского слова «отборное», «лучшее») представляет собой субкультуру привилегированных групп общества и характеризуется относительной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее задача – сохранить в культуре высокое творческое начало. Под элитарной подразумевается культура, создаваемая профессионалами и используемая элитой общества.

Особо подчеркнем значение м ассовой культуры. Это термин, который относится к таким результатам духовно-практической деятельности людей, которые доступны широкому кругу «потребителей». Появление данного понятия является результатом существенных изменений в современной культуре: развития средств массовой коммуникации, становления индустриально-коммерческого производства, стандартизации духовных благ, повышения уровня образования масс и увеличения времени на досуг.

Зарождение «массовой культуры» связывают с принятием в Великобритании в 1870 году закона о всеобщей грамотности. Вторым шагом в становлении этого типа культуры явилось изобретение в 1895 году кинематографа и, наконец, третьим этапом – распространение радио, телевидения и видеопродукции, иными словами – результатов НТП. В современном обществе «массовая культура», по существу, подчиняет все стороны жизни, используя систему массовой коммуникации и единый механизм моды, а также рыночные отношения в экономике. Специфическими признаками «массовой культуры» являются: примитивизация отношений между людьми, развлекательность и сентиментальность, натуралистичность, вещизм, культ успеха и сильной личности наряду с культом посредственности и т.п. Базируется «массовая культура» главным образом на бессознательных формах восприятия, бездумном потреблении. Господствующим признаком такой культуры становится эклектизм и неразборчивость вкуса. При отсутствии высоких эстетических критериев ценность произведений искусства определяется той прибылью, которую они приносят, что нередко сводит искусство к уровню китча.

Поскольку массовая культура ориентирована «на всех», ее уровень по сравнению с элитной культурой ниже. Она изменчива, не только подстраивается под интересы и влечения масс, но и формирует их вкусы. Элита, по X. Ортега-и-Гассету, обладает «органом восприятия», масса - нет.

В наше время резко проявляется тенденция укрупнения, слияния, диффузии культур. В качестве одной из ведущих в современном мировом процессе рассматривается тенденция культурной универсализации, т. е. уплотнения системы межкультурных коммуникаций в направлении создания единой всемирной культуры. Она возникает под влиянием развития средств массовой информации, компьютеризации и глобализации, усилением взаимодействия между различными культурами и цивилизациями. Это противоречивый процесс, который, с одной стороны, способствует взаимообогащению культур, но, с другой стороны, унификация и уменьшение культурного разнообразия негативно сказываются на устойчивости человеческого сообщества.

Важнейшее типологическое различие культур заключается в их делении на восточные и западные. Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного - философии и науки. Восточные цивилизации более древние. Данное деление не является жестким. Существуют промежуточные типы культур, к одному из которых некоторые авторы относят культуру России.

Как писал П.Я. Чаадаев, «мы не принадлежим... ни к Западу, ни к Востоку». Это не исключает синтеза в русской культуре западных и восточных традиций, и может быть это - основная задача русской культуры. С этой точки зрения, промежуточный характер русской культуры свидетельствует о повышенной ее восприимчивости к особенностям культур других видов, вопрос о типе и сущности культуры России остается спорным.

В свете концепции материалистического понимания истории основой типологии культуры, как правило, считают способы общественного воспроизводства и соответствующие общественные формации. В марксизме культура рассматривается как надстройка (производное) над базисом, т.е. над совокупностью материальных производственных отношений. Если за основу классификации культур взять деление истории на известные общественно-экономические формации, то мы получим первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую и коммунистическую культуры.

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуры. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как процесс и результат общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности. Поэтому понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (присваивающий, простой, производящий, земледельческий, индустриальный, постиндустриальный, экстенсивный, интенсивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

Присваивающаякультура была характерна для первобытных охотников и собирателей. Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях господства традиционного домашинного производства и сельскохозяйственного труда. К этой типологии следует добавить дописьменные и письменные, сельские (аграрные) и городские (урбанистические) культуры. Индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное) общества порождают соответствующие им типы современной актуальной культуры. Развитие культуры и ее дифференциация продолжаются.

 

.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал