Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и характеристика источников права.






Формы права – это способ внешнего выражения юридических правил поведения.

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора:

- источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.);

- источник в идеологическом смысле – (различные правовые учения, правосознание);

- источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Под формами (источниками) права понимают способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, законы, указы, постановления и т.д. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Различают следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, религия.

1. Правовой обычай. Это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. Примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы Х11 таблиц в Др.Риме, Законы Драконта в Афинах. Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Некоторые ученые отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В Англии в настоящее время обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общ. отношений. Они распространяются только на торговое право и некоторые институты уголовного права (участие присяжных в определенных юридических делах).

2. Юридический прецедент (судебная практика) – более распространенный источник права в современном мире. Это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Этот источник права широко используется в Англии и США. Английские суды в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Наша юридическая наука считает, что судебная практика не может быть полноценным источником права. Она не должна устанавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления в общие нормативные предписания. Ее роль чисто вспомогательная – конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с учетом данной обстановки в рамках применения права.

3. Договор нормативного содержания – это соглашение между субъектами, в котором содержатся положения, обязательные нет только для заключивших его, но и для других участников правового общения (международные договоры, коллективный трудовой договор в организациях).

4. Религиозные воззрения. В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах являются религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет собой одну из сторон религии ислама. Суть этой религии состоит в том, что она устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить и предписывает верующим, что они должны и чего они не должны делать. Несмотря на значительную роль мусульманского права, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт.

5. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал