Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды нормативных правовых актов.
Классификация н/п актов проводится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим. 1. По юридической силе все н/а подразделяются на законодательные и подзаконные акты. Юридическая сила н/п акта – характеристика н/п акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным актам (ст.1 Закона РБ). К законодательным актам РБ относятся следующие: Конституция РБ, Решение референдума, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет Президента, Указ Президента. Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Решение референдума – н/п акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом. Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам. Кодекс (кодифицированный н/п акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Декрет Президента – н/п акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений Указ Президента – н/п акт, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. К подзаконным актам РБ относятся: - Постановления палат Национального Собрания РБ; - Постановления Совета Министров РБ - Акты Конституционного Суда РБ, Верховного Суда РБ (Постановления Пленума Верх. Суда), Высшего Хозяйственного Суда РБ, Генерального прокурора РБ. - Постановления Национального банка РБ и др. Нормативные правовые акты в РБ имеют строгую иерархию в соответствии с их юридической силой (ст.10 Закона РБ). Законы как акты высшего органа государственной власти обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам. Законы, Декреты, Указы и иные акты гос. органов принимаются на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения Декрета или Указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание Декрета или Указа были предоставлены законом. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим Кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Новый н/п акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа. 2. По содержанию н/п акты подразделяются на конституционные, трудовые, гражданские и т.д. Однако имеются и н/п акты, которые имеют комплексный характер, т.е. включают нормы различных отраслей права (напр., аграрные н/п акты, торговые н/п акты). 3. По объему и характеру действия н/п акты подразделяются на: - акты общего действия, которые охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; - акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; - акты исключительного (чрезвычайного) действия. Они начинают действовать при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военные действия, стихийные бедствия). 4. По основным субъектам государственного нормотворчества н/п акты можно подразделить на акты законодательной власти (законодательные акты); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики. 5. По времени действия – на постоянные и временные.
|