![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушения слуха
Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эволюцией для этого процесса был создан и усовершенствован специальный слуховой анализатор, разделяющийся на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки- спиральный орган; проводящие пути с ядрами и корковые центры, находящиеся в височных долях коры больших полушарий головного мозга). Слуховая система очень древняя в эволюционном плане. Она сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только постепенно стала выполнять функцию анализа звуков.
Звуки характеризуются тремя свойствами: силой, высотой и тембром. Силу, или интенсивность звука, воспринимают в децибелах (дБ). Силазвука является его физическим свойством. Громкость звука – это интенсивность слухового ощущения, она нарастает с увеличением силы звука и убывает с её уменьшением. Представление о силе звука можно получить из следующей таблицы:
Высота звука зависит от количества колебаний звучащего тела иизмеряется количеством полных колебаний в секунду – герцах (Гц). Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16000–20000 Гц. Данный разброс характеризует большие различия в слуховой чувствительности людей. Существует зона максимальной чувствительности к определённым частотам, которая охватывает промежуток от 1000 до 3000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение.
Тембром или окраской звука называется такое его свойство, благодарякоторому различаются звуки, издаваемые разными источниками, но обладающие одинаковой интенсивностью и высотой. Например, звуки различных музыкальных инструментов или человеческие голоса отличаются своим своеобразием или тембром.
Естественно, нарушение слуховой функции – это частичная или полная неспособность человека воспринимать звуки по всем вышеперечисленным параметрам. Глубокие нарушения слуха и речи приводят к социальной изоляции детей с подобными аномалиями, так как их участие в различных видах совместной деятельности наряду с нормально слышащими сверстниками ограничено.
Нарушения слуха могут быть врождёнными, но чаще приобретёнными вследствие инфекционных заболеваний матери в процессе беременности или родившегося у неё ребёнка. По степени тяжести слуховых нарушений детей разделяют на глухих, поздно оглохших и слабо слышащих (тугоухих).
Глухие дети –это дети с полным выпадением слуха, который ими неможет быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Они в самом раннем возрасте, а иногда с рождения, не имеют способности воспринимать звуки. У всех глухих детей из-за речевых нарушений задерживается персоногенез. Это подтверждает положение Л.С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющего развитие глухого ребёнка в целом.
Для поздно оглохших детей (потерявших способностьвоспринимать звуки в более зрелом возрасте) особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.
Слабо слышащие (тугоухие)дети отличаются слуховойнедостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления ими речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специализированного обучения.
|