Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения слуха






 

Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эволюцией для этого процесса был создан и усовершенствован специальный слуховой анализатор, разделяющийся на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки- спиральный орган; проводящие пути с ядрами и корковые центры, находящиеся в височных долях коры больших


полушарий головного мозга). Слуховая система очень древняя в эволюционном плане. Она сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только постепенно стала выполнять функцию анализа звуков.

 

Звуки характеризуются тремя свойствами: силой, высотой и тембром. Силу, или интенсивность звука, воспринимают в децибелах (дБ). Силазвука является его физическим свойством. Громкость звука – это интенсивность слухового ощущения, она нарастает с увеличением силы звука и убывает с её уменьшением. Представление о силе звука можно получить из следующей таблицы:

 

 

Шелест листьев 10 дБ
Обычный шёпот (около уха) 25–30 дБ
Речь средней громкости 60–70 дБ
Громкая музыка по радио и телевидению 80 дБ
Шум в поезде метро, очень громкая речь (крик) 90 дБ
Удар молотком по листу железа 100 дБ
Рёв авиационного мотора 120 дБ
   

 

 

Высота звука зависит от количества колебаний звучащего тела иизмеряется количеством полных колебаний в секунду – герцах (Гц). Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16000–20000 Гц. Данный разброс характеризует большие различия в слуховой чувствительности людей. Существует зона максимальной чувствительности к определённым частотам, которая охватывает промежуток от 1000 до 3000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение.

 

Тембром или окраской звука называется такое его свойство, благодарякоторому различаются звуки, издаваемые разными источниками, но обладающие одинаковой интенсивностью и высотой. Например, звуки


различных музыкальных инструментов или человеческие голоса отличаются своим своеобразием или тембром.

 

Естественно, нарушение слуховой функции – это частичная или полная неспособность человека воспринимать звуки по всем вышеперечисленным параметрам. Глубокие нарушения слуха и речи приводят к социальной изоляции детей с подобными аномалиями, так как их участие в различных видах совместной деятельности наряду с нормально слышащими сверстниками ограничено.

 

Нарушения слуха могут быть врождёнными, но чаще приобретёнными вследствие инфекционных заболеваний матери в процессе беременности или родившегося у неё ребёнка. По степени тяжести слуховых нарушений детей разделяют на глухих, поздно оглохших и слабо слышащих (тугоухих).

 

 

Глухие дети –это дети с полным выпадением слуха, который ими неможет быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Они в самом раннем возрасте, а иногда с рождения, не имеют способности воспринимать звуки. У всех глухих детей из-за речевых нарушений задерживается персоногенез. Это подтверждает положение Л.С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющего развитие глухого ребёнка в целом.

 

Для поздно оглохших детей (потерявших способностьвоспринимать звуки в более зрелом возрасте) особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.

 

Слабо слышащие (тугоухие)дети отличаются слуховойнедостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления ими речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специализированного обучения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал