Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития высшего образования в УкраинеСтр 1 из 8Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………………………..4 Тема 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ …………………….……………………………………………………………………………….5 Тема 2. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ …………………………………………………………………9 Тема 3. РОЛЬ И МЕСТО ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА …………………………………………………………………………………………………….13 Тема 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ………………………………...........................................................................................16 Тема 5. ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………………...19 Тема 6. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ КАФЕДРЫ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»………………………………………………………………………….…….26 Тема 7. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»………………………………………………………………………………...28 Тема 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………………………………....30 Тема 9. ПРЕДПРИЯТИЯ ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ……………………………………………………………………………………………………..32 Тема 10. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………….……………………..34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...38
ВВЕДЕНИЕ
Цель: ознакомить студентов с экономической профессиональной лексикой, сформировать у будущих экономистов навыки эффективного поиска информации, которые необходимы для овладения университетского образования. Задача: формирование у студентов представления о высшем образовании в Украине и в мире, в частности в контексте развития Болонского процесса, а также о содержании учебного процесса в Донецком национальном университете, отделение особенностей специальности «Экономика предприятия» и перспектив дальнейшей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины студент должен знать: • принципы высшего образования, направленные на внедрение Европейской системы перезачета кредитов (ECTS) в рамках Болонского процесса; • историю и структуру кафедры «Экономика предприятия», ее научных школ и содержание основных сфер научной деятельности; • основные понятия о функционировании предприятия на микро - и макроуровне, направления экономической работы в области управления предприятием; уметь: • обладать профессиональной экономической лексикой; • понимать основные тенденции и особенности реформирования системы высшего образования Украины; • использовать нормативно - правовые и законодательные акты Украины при освоении университетского образования; • библиографически правильно оформлять источники информации. ТЕМА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ Рынок образовательных услуг в Украине характеризуется высоким уровнем спроса как среди украинских, так и среди иностранных абитуриентов. В целом, уровень спроса довольно стабильный и не зависит от экономических циклов (сокращение спроса в течение последних лет связано преимущественно с демографической ситуацией в стране). Так, согласно данным Государственного комитета статистики Украины, в 2009/2010 учебном году в вузы Украины на первый курс поступило 463, 9 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в предыдущем учебном году. В 2009/2010 учебном году в вузах I-II уровней аккредитации обучаются 37% студентов, на средства местных бюджетов – 18%, на средства физических и юридических лиц - 45%. В вузах III-IV уровней аккредитации эти показатели соответственно составляют 35%, 1%, 64%.
Рис.1. Динамика численности студентов высших учебных заведений Украины, 1990/1991 - 2010/2011 уч. годы. Из вышеприведенной диаграммы (рис.1) можно сделать вывод, что число студентов вузов непосредственным образом связано не только с такими тенденциями как рост доступности и популярности высшего образования, в частности, вузов III-IV уровней аккредитации, но и с демографической ситуацией. Демографические ямы начала 90-х годов объясняют значительное сокращение количества абитуриентов в 2009/2010 и 2010/2011 годах. Отсюда следует, что в ближайшие годы заметного улучшения ситуации ожидать не следует, так как сдвиги в сторону увеличения рождаемости начались только в 2002 году. На данном этапе высшая школа Украины готовит специалистов по 76 направлениям и 584 специальностям. Для рынка высшего образования в Украине характерен высокий уровень конкуренции. Рис. 2. Динамика количества высших учебных заведений в Украине, 1990-2011гг На начало 2009/2010 учебного года в стране функционировало 861 учебное заведение, из них – 350 вузов III-IV уровней аккредитации (университеты, академии, институты) и 511 – I-II уровней аккредитации (колледжи, техникумы, училища). В 2010/2011 учебном году ситуация несколько изменилась: 349 (рис. 2) заведений III-IV уровней и 505 - I-II уровней аккредитации. Для сравнения: в 1990/1991 учебном году функционировало 149 вузов III-IV уровней аккредитации и 742 - I-II. Таким образом, прослеживается четкая тенденция к сокращению количества высших учебных заведений I-II уровней аккредитации, в основном из-за реорганизации их в структурные подразделения высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации. Так, за последние 10 лет их количество сократилось с 732 до 505, т.е. примерно на треть. И все же, количество вузов в Украине можно назвать чрезмерным, особенно учитывая всевозможные филиалы. «Мировым параметрам отвечает показатель, когда успешный университет соответствует 500-800 тысячам жителей страны. То есть если в Украине живет около 48 миллионов человек, значит, нам было бы достаточно около 90 высших учебных заведений», - отметил министр образования Украины Д.Табачник. В виду этого на сегодняшний день в Украине активно происходит процесс пересмотра лицензий высших учебных заведений, сокращение их числа и объединение вузов. До конца текущего года планируется объединить около 50 высших учебных заведений. Отмечается неудовлетворительное качество образования в частных вузах, что делает их менее востребованными у абитуриентов. Они уступают государственным в академической деятельности, однако активно разрабатывают практические темы, накапливая собственный потенциал. Кроме того, платное обучение усиливает конкуренцию и стимулирует эффективное управление финансами. Частные вузы проводят постоянный мониторинг рынка, отслеживая текущие тенденции. Но факт остается фактом: работодатели куда охотнее сотрудничают с выпускниками высших учебных заведений государственной формы собственности. Последние же в значительной мере зависят от государственного регулирования, которое подразумевает аккредитацию, лицензирование по специальностям, государственный заказ и т.д. Это, в свою очередь создает риски, связанные с возможным изменением условий деятельности государственных вузов. Частные вузы составляют 22% общего числа вузов Украины. Наиболее же популярными среди абитуриентов являются государственные вузы: тут получают образование почти 80% студентов, в частных вузах – 15%, в коммунальных – 5%. Это соотношение схематично представлено ниже на рис.3.
Рис.3. Структура распределения студентов по вузам различных форм собственности, 2009/2010 учебный год Что касается сегодняшних трендов, можно с уверенностью отметить, что практически все вузы в 2009/2010 учебном году повысили плату за обучение, несмотря на снижение числа абитуриентов и сокращение уровня доходов населения. Эта тенденция имеет место и в текущем 2010/2011 учебном году и, очевидно, продолжится в ближайшей перспективе. До 2008/2009 учебного года, наиболее популярными являлись такие специальности, как финансы, правоведение, менеджмент. В то же время, в этих направлениях наблюдалось чрезмерное количество выпускников, в связи с чем государственный заказ на соответствующих специалистов ежегодно снижается. В 2009/2010 учебном году увеличился приток студентов на технические специальности и одновременное снижение популярности вышеупомянутых. Это факт объясняется кризисными явлениями экономики, которые радикальным образом повлияли на структуру рынка труда, существенно снизив спрос на специалистов в областях экономики, юриспруденции, финансов. Действительно, наибольший спрос на рынке труда на сегодняшний день зафиксирован на такие специальности, как слесари, токари, электрогазосварщики, водители. Наблюдается недостаток серьезных научных кадров, а также специалистов высшего уровня: врачей, квалифицированных инженеров, специалистов сферы информационных технологий. Наконец, нужно отметить, что Украина «входит в двадцатку крупнейших игроков на рынке высшего образования» (Д.Табачник): в 2010/2011 учебном году в Украине получают образование более 48 тысяч иностранных студентов-контрактников из 134 стран мира, а это порядка 800 млн. грн. поступлений в бюджет учебных заведений ежегодно. ТЕМА 2
|