Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы экономики предприятия






Предприятие представляет собой экономическую категорию, это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, использующий свои материальные и информационные ресурсы для производства полезных для общества благ.

Основные признаки предприятия:

Производственно-технологическое единство. Под этим следует понимать, что у предприятия существует единый план по всем его подразделениям, они заняты производством однопрофильной продукции и сообща используют имущество, закрепленное за предприятием уставом.

Организационно-управленческое единство, что означает согласованность управленческого процесса во времени во всех подразделениях предприятия и координацию всех сфер его деятельности.

Экономическое единство, что подразумевает единую цель деятельности, единый финансовый план, общие принципы стимулирования членов трудового коллектива и т.д.

 

Осуществление бизнеса предполагает 3 стадии:

Покупка факторов производства (F), за определенную величину денег (Mf).

Преобразование ресурсов, производство продукции.

Реализация товаров (C) и получение взамен денег (Mc).

Базовым условием является, что Mc > Mf.

Прибыль предприятия – главная цель функционирования и главный результат деятельности предприятия.

Предприятие может быть образовано в различных организационно-правовых формах, как физическое или же юридическое лицо.

Для предприятий различных организационно-правовых форм характерны свои особенности функционирования, они обладают определёнными достоинствами и недостатками.

Основные организационно-правовые формы коммерческих организаций в РФ в форме юридического лица:

1. Хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);

2. Хозяйственные общества (акционерные общества: открытые и закрытые; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления).

Помимо организационно-правовых форм существуют организационно-экономические формы. К наиболее распространенным относятся:

Концерны

Ассоциации

Консорциумы

Синдикаты

Картели

Финансово-промышленные группы (ФПГ) и т.д.

Капитал (от лат. Capitalis - главная сумма, главное имущество). В экономической теории нет понятия, которое использовалось бы столь часто и одновременно столь неоднозначно. Однако все исследователи сходятся в том, что капитал - это благо, использование которого позволяет приносить прибыль.

Принято различать:

Основной капитал- это денежная оценка основных фондов предприятия.

Оборотный капитал - это средства, вложенные в оборотные фонды и фонды обращения.

Существует также деление капитала на собственный и заемный.

Собственный капитал – это средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счёт его собственных ресурсов. Рассчитывается как разница между совокупными активами фирмы (итог актива баланса) и её обязательствами. К собственному капиталу относятся:

- Нераспределённая прибыль предприятия (в общем виде: выручка предприятия за минусом себестоимости продукции).

- Амортизационный фонд (образуется за счёт ежемесячных амортизационных отчислений на восстановление основных фондов).

- Уставный капитал (сумма вкладов собственников, зафиксированных в учредительных документах фирмы).

- Добавочный капитал (прирост стоимости внеоборотных активов, выявленный по результатам их переоценки, имущество, полученное предприятием от других предприятий и лиц безвозмездно, для акционерных предприятий – это суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций.

- Резервный капитал (страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения возможных убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплат доходов инвесторам и кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли предприятия). Источником образования этого капитала является чистая прибыль предприятия.

Основной признак предприятия – наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, которое обеспечивает предприятию метериально-техническую возможность функционирования и экономическую самостоятельность.

Имущество, находящиеся в собственности организации, подразделяется на:

Недвижимое (земельные участки, недра, леса, здания, т.е. объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых, без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно).

Движимое (все, что не относится к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги).

Помимо деления имущества на движимое и недвижимое, оно подразделяется на оборотные и внеоборотные активы, которые отличаются друг от друга не только физической формой, но и ролью, местом в производственном процессе.

Внеоборотные активы характеризуются длительным жизненным циклом (не менее одного года), который обуславливает длительный процесс амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название внеоборотные или низкооборотные. Их также называют иммобилизованными фондами. В различных организациях состав и структура внеоборотных активов существенно различается, однако главной составляющей для большинства из них являются длительно иммобилизованные фонды, а среди них основные фонды (часть имущества, используемая в качестве средств труда).

Оборотные активы также являются имуществом предприятия. Они представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные производственные фонды – это, в свою очередь, часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда, в отличие от основных фондов, полностью расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Фонды обращения – это все средства, которые используются в сфере обращения.

Без определённого имущества организации различных организационно-правовых и организационно-экономических форм не могут осуществлять свою деятельность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Краснова В. В. Робоча програма і методичні вказівки з дисципліни «Університетська освіта» для студентів денної та заочної форм навчання / В. В. Краснова., О. Л. Андронік. — Донецьк: ДонНУ, 2011. — 28 с.
  2. Довідник студента / за ред. Г. О. Черніченка. – Донецьк: ДонНУ, 2012 – 230 с.
  3. Кучерявий О. Модульно-розвивальне навчання у вищій школі: аспекти проектування: монографія. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2006. ― 304 с.
  4. Організація навчального процесу за кредитно-модульною системою в Донецькому національному університеті: тематичний збірник для професорсько-викладацького складу / укладачі: В. В. Христиановський, О. В. Мазнєв, О. І. Скафа; за ред. акад. НАН України В. П. Шевченка. – Донецьк: Вид-во ДонНУ, 2006. – 260 с.
  5. Науково-практичні аспекти організації навчальної і методичної роботи в університеті: монографія / заг. ред. акад. НАН України В. П. Шевченка. – Донецьк: ТОВ „Юго- Восток, Лтд”, 2004. – 256 с.
  6. Про освіту: Закон України // Відомості Верховної Ради. – 1996. – № 21.
  7. Про вищу освіту: Закон України // Відомості Верховної Ради. – 2002. – № 20.
  8. Основні засади розвитку вищої освіти України в контексті Болонського процесу / за ред. В. Г. Кременя. – Тернопіль, 2010.
  9. Середа Д. Г. Психологічні аспекти становлення особистості професіонала конкретних професій / Д. Г. Середа // Формування та розвиток особистості в умовах вищих навчальних закладів МНС України. Матеріали І міжвузівської науково-практичної конференції 19 грудня 2003 р. – Харків, 2003.
  10. Тадіян С. В. Проблеми формування професійної свідомості фахівця ДПО в умовах ВНЗ / С. В. Тадіян // Формування та розвиток особистості в умовах вищих навчальних закладів МНС України. Матеріали І міжвузівської науково-практичної конференції 19 грудня 2003 р. – Харків, 2003.
  11. Артюхова А. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально – личностного развития студентов / А. Артюхова // Alma mater. – 2011. – № 9. – С. 15 – 16.
  12. Бертулакин В. В. Повышение качества образования в условиях глобализации / В. В. Бертулакин // Образование в современном мире: глобальное и локальное. – Саратов, 2012. – С. 172 – 177.
  13. Гитман М. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса / М. Гитман, Е. Гитман, В. Столбов // Alma mater. 2008. – № 8. – С. 36 – 41.
  14. Про вищу освіту: Закон України від 17 січня 2002 р. №2984-III // Офіц. вісн. України. — 2002. — № 8. Ст. 66 – 68. — С. 1–43.
  15. Про затвердження Положення про державний вищий заклад освіти: Постанова Кабінету міністрів України від 5 вересня 1996 р. № 1074 // Освіта України: нормат.-правові док. — К.: Міленіум, 2001. — С. 429–446.
  16. Про затвердження Положення про освітньо-кваліфікаційні рівні (ступеневу освіту): Постанова Кабінету міністрів України від 20 січня 1998 р. № 65 // Освіта України: нормат.-правові док. — К.: Міленіум, 2001. — С. 375–381.
  17. Болонський процес у фактах і документах (Сорбонна — Болонья — Саламанка — Прага — Берлін) / упоряд.: М. Ф. Степко, Я. Я. Болюбаш, В. Д. Шинкарук та ін. — Тернопіль: Екон. думка, 2003. — 60 с.
  18. Болонський процес: нормат.-правові док. / уклад.: З. І. Тимошенко, І. Г. Оніщенко, А. М. Грехов, Ю. І. Палеха. — К.: Європ. ун-т, 2004. — 102 с.
  19. Болонський процес: Модель структури додатка до диплома / уклад.: З. І. Тимошенко, О. І. Казаченко, А. М. Грехров, Ю. А. Гапон, Ю. І. Палеха. — К.: Європ. ун-т, 2004. — 73 с.
  20. Вознюк Т. Г. Менеджмент навчально-виховного процесу. — К.: Здоров’я, 2010. — 128 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал