![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные соображения установления цены
6. Классификация цен по экономическим критериям. В зависимости от экономических критериев все цены можно классифицировать по видам. В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются на: · мировые; · договорные; · оптовые; · закупочные; · розничные; · тарифы грузового и пассажирского транспорта; · тарифы на платные услуги, оказываемые населению. Мировая цена – это денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам – уровнем цен стран–экспортеров, по другим – ценами бирж и аукционов, а по ряду готовых изделий ценами ведущих фирм мира. Договорная цена устанавливается по договоренности между производителем и потребителем на определенные объемы продукции и сроки поставки. Оптовая (отпускная) цена на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из фактических затрат, включаемых в себестоимость продукции и прибыли, необходимой для нормальной деятельности предприятия с учетом конъюнктуры рынка (сложившийся спрос и предложение), качества и потребительских свойств продукции. Закупочная цена снабженческо-сбытовых, заготовительных предприятий и организаций, оптово-посреднических лиц включает оптовую цену предприятия (изготовителя) с учетом НДС и акциза, а также затраты указанных организаций по закупке, хранению, фасовке и транспортировке продукции, затраты на ее реализацию и прибыль, необходимую для нормальной деятельности предприятия. Розничная цена определяется самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами предоставляемых товаров и услуг, исходя из свободной цены закупки и торговой надбавки. В торговую надбавку (накидку) включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, расходы на хранение товара, его реализацию, а также прибыль, необходимую для нормальной деятельности предприятия. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перевозку грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. В условиях рыночной экономики цены классифицируются также по степени свободы от воздействия государства при их определении. По этому критерию различают цены: · свободные (рыночные); · регулируемые. Свободные (рыночные) цены складываются на основе конъюнктуры рынка, независимо от непосредственного влияния государственных органов; Регулируемые цены, в основном складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения.
Оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании этой цены определяются: · выручка от реализации продукции как произведение цены на количество; · прибыль на единицу продукции как разница между оптовой ценой и ее себестоимостью. Оптовую цену предприятия определяют по формуле:
где П – сумма прибыли на единицу продукции, руб. Прибыль определяется в процентах к полной себестоимости изделия. Отпускная цена предприятия формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену налога на добавленную стоимость и акциза, если товар подакцизный. Розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Розничная цена отражает процесс нарастания общественно-необходимых затрат по всем стадиям производства и реализации продукции. Она представляет собой сумму следующих составляющих: · отпускная цена предприятия; · текущие издержки и прибыль торговых организаций; · НДС; · акциз для подакцизных товаров. Чем больше посредников между предприятием-изготовителем и торговой организации, продающей продукцию населению, тем больше надбавок к цене предприятия.
|