![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. Структура контроллингаСтр 1 из 7Следующая ⇒
1.1 Сущность, задачи и функции контроллинга Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять. Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц, как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их». Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг. Однако в Великобритании и США укоренился термин “управленческий учет”, хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами. В Украину и Россию термин “контроллинг” пришел из Германии и в настоящее время он используется наравне с термином “управленческий учет”. Контроллинг – это процесс сбора, обобщения и анализа информации об изменениях во внешней и внутренней среде для обеспечения принятия эффективных управленческих решений. Основная цель контроллинга –
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: - координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; - информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; - создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; - обеспечение рациональности управленческого процесса. Появление контроллинга на современных предприятиях объясняется следующими причинами: - Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, - Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; - Информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; - Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В настоящее время среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга, его основные концепции представлены в таблице 1: Таблица 1. Основные концепции контроллинга:
1.2 Роль контроллинга в системе управления предприятием
Роль контроллинга в процессе управления:
1.3 Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг
Контроллинг - это система управления достижением целей и является неотъемлемой частью управления предприятием и должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в таблице: Характеристика оперативного и стратегического контроллинга:
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Оперативный контроллинг - его цель создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты - прибыль. В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: - рентабельность капитала; - производительность; - степень ликвидности. Система оперативного контроллинга способом оперативных решений предохраняет предприятие от кризисного состояния.
На рисунке 3 представлена структурная схема контроллинга:
1. Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей. 2. Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (так называемый swot-анализ). На основе этого анализа разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем - план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы, определяя насколько они соответствуют целям предприятия, насколько они стимулируют к действию, насколько реально их выполнение. 3. Оперативный (управленческий) учет - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Управленческий учет ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет направлен, прежде всего, на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.). Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям: - достоверность; - полнота; - релевантность (существенность); - полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение); - понятность; - своевременность; - регулярность. 5. Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. 6. Контроль занимается фиксированием и оценкой свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Следует отметить, что при этом контроллинг выполняет определенные контрольные функции и тем самым существенно изменяет природу контроля. Предварительный контроль: - контроль целей; - контроль; - контроль разрыва между целевыми и прогнозируемыми значениями; - контроль ограничений; - контроль планов; - бюджетный контроль. Текущий контроль: - контроль и мониторинг внешней среды предприятия с целью выявления “слабых сигналов”; - мониторинг внутренней Среды с целью раннего обнаружения проблем. Заключительный контроль: - контроль выполнения планов (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений). 7. Анализ в контроллинге служит для исследования планов, результатов и отклонений на основе данных предыдущих разделов. 8. Рекомендации для принятия управленческих решений вырабатываются на основе анализа. На основе настоящей ситуации и перспективных возможностей и рисков контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. Эти рекомендации помогают руководителю принять оптимальное решение.
|