![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления реализации демографической политики России: интересы семьи
Послание Президента РФ Федеральному собранию от 10 мая 2006 года поставило пред законодательными и исполнительными органами власти конкретные задачи по реализации активной демографической политики. Президент заявил, что нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, направленная на снижение смертности, повышение рождаемости, эффективная миграционная политика. Итогом стало принятие ряда мер, а также принятие Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. В ней предлагаются следующие механизмы реализации программы: 1) дальнейшее совершенствование законодательства РФ в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание" системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития; 2) включение задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития; 3) учет задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов; внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели; 4) методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами; 5) постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировка на их основе конкретных мер демографической политики; 6) развитие научных исследований в сфере народонаселения. Концепцией также намечены основные этапы и ожидаемые результаты ее реализации. Реализацию демографической политики РФ на период 2025 г. планируется осуществить в три этапа. На первом этапе (2007-2010 гг.) — реализация мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществление основных мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, : по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому, медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей. Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, повышению их конкурентоспособности на рынке труда, развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов РФ. В рамках первого этапа планируется разработать в субъектах РФ региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства. Региональные программы должны определить наиболее острые проблемы народонаселения, характерные для конкретного региона РФ. Органы власти субъектов должны обеспечить необходимое финансирование, методическое и информационное сопровождение. Задача первого этапа — уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г. Результатом этой работы должно стать снижение темпов естественной убыли населения и обеспечение миграционного прироста. Второй этап (2011-2015 гг.) — стабилизация демографической ситуации. Основное внимание планируется уделить внедрению программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлению программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда. К 2015 г. предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей. В связи с реализацией с 2010 г. дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала Концепция предполагает разработать меры по расширению строительства доступного семейного жилья и развитию дополнительных образовательных услуг. К 2016 г. предполагается: 1) стабилизировать численность населения до 142-143 млн человек; 2) увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; 3) увеличить в 1, 3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения; 4) уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, оживающих за рубежом, квалифицированных иностранныx специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. Третий этап (2016-2025 гг.) — на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию упреждать возможное ухудшение демографической ситуации в стране. В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка. В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста. К 2025 г. предполагается: 1) обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн человек; 2) увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; 3) увеличить в 1, 5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1, 6 раза; 4) обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. Источники финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства. Начиная с 2007 г. были значительно увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения возраста 1, 5 лет, расширен круг получателей, максимальный размер пособия по беременности и родам, введены дифференцированные размеры пособия на первого и второго ребенка, внедрена частичная компенсация платы, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения. Введен материнский капитал при рождении второго ребенка. Впервые за 15 лет в современной России приняты такие беспрецедентные меры поддержки семьи, а следовательно, и развития демографической политики.
|